Перевести страницу

Новости

Бухгалтера, обидеть может каждый!


Как защититься от обиды - способы защиты от аудитора Евгения Сивкова.


Бухгалтера всякий обидеть норовит. Недовольство сотрудников многих компаний нередко выплескивается именно на бухгалтеров. Люди обычно действуют по принципу, который открыл еще Жванецкий: «Что охраняешь, то имеешь». То есть раз бухгалтерия ведет финансовые расчеты – значит, именно бухгалтер распоряжается деньгами. А отсюда все проблемы, связанные с начислением и выплатой зарплат, премий, отпускных, с налоговыми льготами ложатся на плечи бухгалтеров, зачастую хрупких и ранимых женщин. Как вести себя в таких случаях? Какие психологические нюансы следует учитывать? Как соблюсти при этом корпоративные интересы и сохранить собственное достоинство? Попробуем разобраться.


Молчание – золото?

Итак, вы услышали в свой адрес обидные, даже оскорбительные слова. Промолчать, спустить на тормозах? Как правило, это не самый лучший вариант. Возможно, человек сам не понял, что его слова вас обидели. Бывают такие толстокожие экземпляры. Если ему не продемонстрировать соответствующую реакцию – не исключены рецидивы. А если вас кто-то намеренно оскорбил, то спустить ему – означает поощрить к дальнейшим подобным и даже более резким высказываниям или даже действиям. Человеку присуще расширять свое влияние до пределов возможного. Он будет шаг за шагом продвигаться на территорию вашего достоинства. Луше пресечь такие попытки сразу. Еще один момент. Конфликты персонала с бухгалтерией зачастую носят сексистский оттенок, когда сотрудник мужчина пренебрежительно отзывается о сотрудницах бухгалтерии (в основном там работают женщины). Таким конфликтно ориентированным патриархальным гегемонистам точно спускать нельзя. Кстати, хорошо, если отпор сексистской агрессии даст мужчина (ваш начальник или коллега). Для него это явно выигрышный вариант: он поступил по-рыцарски. И его трудно заподозрить в предвзятости, он же сам мужчина.




Но при этом вам стоит оценить последствия такого отпора. Не слишком ли высокой окажется цена? Насколько самолюбив и злопамятен ваш противник. А если это ваш начальник или руководитель другого подразделения – не станет ли ваш ответ причиной долговременной травли, нападок, подсиживания и, возможно, увольнения? И помните: многие мужчины очень резко реагируют на попытки женщин ответить на их агрессию. То, что они стерпят от других мужчин, они не спустят женщине.


Вежливый ответ


Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, нужно выбрать оптимальную стратегию. Спускать обидчику не стоит, но ваша реакция должна быть максимально сдержанной. Ни в коем случае не следует опускаться до ответных оскорблений, нельзя и высказывать встречные обвинения. Нужно вежливо, но твердо обозначить свою негативную реакцию, продемонстрировать обиду (женщина может и слезу пустить, мужчин, как правило, женские слезы выбивают из колеи). А затем нужно попытаться предоставить противнику путь к отступлению. Не надо принуждать его к потере лица. Подскажите ему правильный вариант поведения: «Да, я понимаю, вы это сгоряча. Со мной тоже такое случается»; «Вы прямо такой шутник, обычно вы меня смешите, но сегодня явно, не ваш день».


От конфликта к диалогу


Важно снизить накал возникающего конфликта до приемлемого уровня. Для этого нужно приступить к переговорам с противником. Дать ему возможность поучаствовать в дискуссии, высказать свою точку зрения. Но при этом лучше самому определить основные темы и интонации такого обсуждения. В тех случаях, когда в основе конфликта лежат гендерные отношения, стоит показать мужчине, в чем состоят проблемы работающей женщины.

Женская психика подвержена эмоциональным перепадам, на женщине лежит основная тяжесть бытовых проблем семьи. Обратите внимание на эти обстоятельства. Мужчину можно склонить к снисходительному отношению к женщинам – это может оказаться вам на руку. Можно напомнить оппоненту и о проблемах, осложняющих жизнь бухгалтера: общение с налоговой инспекцией, составление налоговых отчетов отнимают огромное количество психической энергии. Добивать женщину-бухгалтера в таких обстоятельствах – просто неблагородно.

И, наконец, просто высший пилотаж. Смените тему, сведите все к шутке, в ответ на агрессию продемонстрируйте эмпатию. Конечно, сделать это может не всякий, но если у вас имеются такие способности – грех ими не воспользоваться.


Но всякому терпению есть предел. Стерпеть можно многое, но не все. Что делать в таком случае, когда оскорбление нанесено по-настоящему серьезное? Отказ от адекватного ответа чреват тяжелой психологической травмой, потеря самоуважения – вещь крайне болезненная. Значит, нужно отвечать, несмотря на последствия. Если вы чувствуете, что ваших сил для этого недостаточно, если вы с оппонентом в разных весовых категориях – обратитесь за помощью. Или отправляйтесь на прием к руководителю, или апеллируйте к общественному мнению коллектива вашей организации.

Если вы сами руководите коллективом, то такие ситуации следует «разруливать» очень деликатно, но и оставлять их без внимания не следует. Это чревато подрывом корпоративных устоев. Если вы оставили жалобу без ответа – ваша репутация «сурового, но справедливого» начальника, безусловно, пострадает. Люди начнут искать альтернативные способы разрешения конфликтов, и они могут протекать в нежелательном для вас русле. Но если вы разобрали конфликт, выявили виновного, нельзя допускать эскалацию оскорблений. Многие люди в качестве такового расценивают требование публичных извинений. Лучше всего не выносить сор из избы. Пусть извинения виновной стороны будут принесены с глазу на глаз, но в вашем присутствии. Только тогда возникает надежда на то, что конфликт исчерпан с минимальными психологическими потерями сторон.


 Евгений Сивков 

Источник...

Нет комментариев

Добавить комментарий