Перевести страницу

Новости

Поставки повышенной комфортности

Поставки повышенной комфортности


Железнодорожники освободили путь к участию в закупках малым и средним предприятиям, упростив процедуры конкурсов за звание поставщиков отрасли.


Большой заказ


Растущий интерес крупных корпораций к предприятиям малого и среднего предпринимательства (МСП) в качестве поставщиков товаров и услуг отмечают большинство экспертов. С одной стороны, этот интерес стимулируется законодательством. Как напоминает доцент РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Казанцева, согласно ч. 1 ст. 30 федерального закона № 44 от 05.04.2013 заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

С другой стороны, компании-заказчики, по словам доцента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиля Мартиросяна, оценили гибкость и оперативность таких поставщиков, «эффективность их коммерческого предложения, начиная от цены предложения до сервиса и услуг». В то же время активность самих поставщиков во многом определяется тем, что тендеры все чаще проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП).

А с 2018 года, указывает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев, правительство планирует перевести все закупки государства и госкомпаний в электронный вид. Он ссылается на данные рейтингового агентства RAEX, согласно которым в 2016 году более 90% государственных и 59% частных и иностранных компаний осуществляли закупки посредством электронных торговых площадок. Общий объем процедур, проводимых в электронном виде по закону № 223-ФЗ, в 2016 году достиг 25,7 трлн руб.

К услугам небольших компаний в качестве поставщиков прибегает и один из крупнейших и наиболее разветвленных холдингов в стране — «Российские железные дороги» (РЖД). Потребности его очень широки — от путевых инструментов, деталей техники до карандашей и ластиков. Холдинг постоянно наращивает объемы закупок, растет и количество компаний, которые хотят принять участие в конкурсах и аукционах. Все это дает шанс многим компаниям, в том числе МСП, предложить свои товары и услуги РЖД и дочерним обществам.

Объем заказа РЖД в 2017 году оценивается в 1,3494 трлн руб., в то время как в 2016-м он составил 1,144 трлн. Поучаствовать в поставках хотят уже 12 669 компаний — именно столько зарегистрировано на электронной торгово-закупочной площадке РЖД, что на 3 тыс. больше, чем годом ранее.


Упрощение процедуры


Причина роста активности поставщиков РЖД в том, что процедура участия в тендерах значительно упростилась. Как сообщил на конференции «Закупки ОАО «РЖД». Открытый диалог 2017» вице-президент — директор по внутреннему контролю и аудиту «Российских железных дорог» Анатолий Чабунин, компания на 40% сократила перечень юридически значимых документов, представляемых участниками в пакете заявки на участие в конкурсе. «Кроме того, участнику больше не требуется обращаться в государственные органы для выдачи документов, поскольку они могут представить их в электронном виде, — говорит Анатолий Чабунин. — Теперь большинство бумаг участник может подготовить самостоятельно. Исключение составляют лишь лицензии и допуски, которые нужно представить в оригиналах».

Так, из заявочного пакета исключены справки ФНС и требования о предоставлении финансово-коммерческого предложения. Срок заключения договора с победителем сокращен с 45 до 30 дней. Если объем закупок небольшой (не более 2 млн руб.), то используется упрощенная формула. Квалификационные требования к участникам не устанавливаются (кроме случаев, когда это специально предусмотрено законодательством), не нужен теперь и ряд справок. Если же закупка оценивается менее чем в 500 тыс. руб., то используется «электронный магазин», где процедура проходит онлайн (пока в тестовом режиме). В этом случае в торгах может участвовать неограниченный круг лиц, и договор заключается с участником, который предложил лучшую цену.

После того как условия участия в тендерах упростились, среди претендентов на право выступить поставщиком железнодорожного холдинга стало расти количество малых и средних предприятий.

«Доля и номенклатура закупок у представителей МСП постоянно растет, — говорит генеральный директор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман. — Но и мы значительно увеличили уровень конкуренции среди своих компаний, что положительно сказывается на закупках РЖД. Так, стоимость первого предложения упала на 17%, что помогает экономить средства».

По данным Минфина, средняя по стране стоимость договора, заключенного с компаниями МСП, оценивается в 8,3 млн руб., в то время как у РЖД она составляет 9,6 млн руб. По итогам первого полугодия 2017-го на долю МСП пришлось 52,8% закупок, при том что установленный государством обязательный уровень составляет 18%. Очевидно, свою роль сыграло и то, что для предприятий малого и среднего бизнеса проводятся семинары, где разъясняются условия участия в тендерах на закупки отрасли.


Борьба за конкуренцию


В июне текущего года совет директоров РЖД внес корректировки в положение о закупках товаров, работ и услуг, которым руководствуется компания. Эти изменения прямо работают в пользу потенциальных контрагентов и повышают прозрачность конкурсных процедур.

Так, в положение включена норма, по которой недопустимо заключать договор с победителем раньше, чем истечет срок обжалования действий заказчика, а именно ранее десяти календарных дней после подведения итогов. Сокращен перечень должностных лиц, имеющих право принимать решения о заключении договоров с единственным поставщиком. В частности, из него исключены вице-президенты компании, руководители филиалов и структурных подразделений железнодорожного холдинга. Теперь не требуется доказывать отсутствие просроченной задолженности перед РЖД и неисполненных обязательств, сокращен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки (до десяти дней).

В результате роста конкуренции среди поставщиков экономия на закупках достигла в первой половине 2017 года 6,5 млрд руб. (4%), что на 1,4 млрд руб. больше, чем за тот же период прошлого года. По данным Минфина, среднее количество поданных заявок на один лот в закупках железнодорожников составляет 3,3, при том что у других крупных компаний, работающих по закону № 223-ФЗ, — 1,7 заявки, приводит статистику Анатолий Чабунин.

Тем не менее проблемы с конкурентностью торгов есть, в компании их объясняют объективными обстоятельствами. В частности, тем, что большой объем некоторых видов продукции, к примеру рельсы и локомотивы, производят одно-два крупных предприятия в стране. Причем это дорогая продукция, стоимость которой составляет значительную часть закупочного бюджета. Правда, доля конкурентных закупок все равно увеличивается: если в первом полугодии 2016-го она составила 63,8%, то за аналогичный период 2017 года — уже 65,7%. Однако эта доля должна быть выше.

«Все простые решения, которые можно было принять для повышения эффективности конкурентных процедур, уже приняты, — отметил президент «Российских железных дорог» Олег Белозеров. — Теперь необходимо точечно «донастраивать» систему, чтобы повышать эффективность закупок, но при этом не терять в качестве при снижении цен».

К такой точечной настройке можно отнести решение об увеличении авансирования работ заказчиков. Как пояснил Олег Белозеров, у РЖД высокий кредитный рейтинг, сравнимый со страновым, и холдинг имеет возможность занимать деньги на условиях лучших, чем любые строительные компании. При авансировании на длительный срок контрагентам не нужно самим брать займы под более высокий процент. В результате железнодорожники рассчитывают на снижение стоимости работ.

Сейчас на повестке дня вопрос о «выращивании» поставщиков, которые смогут поставлять отрасли инновационную продукцию. Для этого необходимо предоставлять определенные преференции таким компаниям, что иногда вызывает вопросы у Федеральной антимонопольной службы. Поэтому в РЖД считают, что законодательство о закупках требует корректировки. 

 Сергей Плетнев, Сергей Алексеев.


Источник...

Нет комментариев

Добавить комментарий