Перевести страницу

Новости

От оптовых услуг – к сборке маршрутов

Оптовых услуг  сборке маршрутов


Как упорядочить вагонопотоки: международный опыт

Если обратиться к международной практике, то окажется, что отправка небольших партий груза – довольно острый вопрос для многих железных дорог. И универсального ответа на него нет.

Например, в США работа с клиентами строится в основном по сетевым контрактам. Поскольку их заключают под определенные грузопотоки, то перевозки осуществляются преимущественно маршрутами. А в спотовом сегменте действуют индивидуальные соглашения с отправителями. От повагонных отправок железные дороги не отказываются, но условия доставки в этом случае зависят от того, как получится вписаться в формируемые нитки графиков поездов. Понятно, что подобные сервисы приводят к неравномерной нагрузке на инфраструктуру, усложняют управление парками и могут привести к дефициту провозной способности сети. Поэтому их и стремятся упорядочить.

Повышению эффективности повагонных отправок в последние годы было посвящено несколько исследований, рассказала директор A.T. Kearney Екатерина Шеремет.

А что в России?

В России ситуация несколько иная. ОАО «РЖД» как публичный перевозчик обязано предоставить равные условия доступа к своим услугам. Поэтому на сети используются одинаковые технологии управления движением и для обеспечения массовых перевозок, и для спотового рынка.

Как показывает практика, на сети РЖД для розницы применимы такие решения, как создание опорных станций и продажа грузовых вагономест.

Другой пример можно отыскать на Восточном полигоне, где небольшие операторские компании помогли собрать в Китае партии грузов, что в итоге позволило отправлять по сети РЖД дополнительные контейнерные поезда.

У кого вагоны гуляют по сети?

Вместе с тем у небольших операторов набор инструментов для улучшения управления парками ограничен.

У крупных игроков возможностей гораздо больше. А у небольших игроков, как правило, не хватает средств на полноценную цифровизацию сервисов оперирования. Хотя это и не означает, что они используют свой парк неэффективно, отметил председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев.

В крупных компаниях могут использоваться информационные системы для отслеживания перемещений вагонов. Но при этом может быть задана такая технология эксплуатации подвижного состава, при которой он будет перемещаться со станции на станцию без выполнения грузовых операций. Эффективность работы парка будет соответствовать заданным KPI, но не избавит от дефицитов.

Между тем, умелое управление повагонными отправками в ряде случаев упрощает поднятие брошенных поездов. Понятно, что лучше составы гнать до станции назначения без лишних сортировок. Однако если в пути образуются заторы, то часть вагонов иногда имеет смысл оперативно отцепить и перенаправить под разгрузку на другую станцию – конечно, если клиенты не возражают. У небольших операторов нередко проработаны гибкие логис­тические схемы и резервные варианты.

Правда, им иногда мешают формальности, на которые обратил внимание директор по организации железнодорожных перевозок группы компаний «Новотранс» Николай Цыденов.

Электронные пилюли уберизации

Можно поискать и другие способы. Одним из вариантов оптимизации вагонопотоков в розничном секторе оперирования служат электронные площадки. На них клиенты находят целый ряд опций, облегчающих небольшим компаниям железнодорожные перевозки.

Например, прежде чем заказать вагон, клиент получает возможность электронного расчета тарифа на перевозку груза. При небольших оборотах это можно сделать и вручную. Но когда речь идет о том, чтобы рассмотреть сразу несколько предложений, размещенных в интернете, то хорошим подспорьем служат цифровые сервисы, предлагаемые на электронных площадках.

Скажем, для таксировки параметров доставки груза, если они разработаны с учетом специфики договоров с ОАО «РЖД». Есть программы, в которых предусмотрены различные режимы отправки – как в отдельных вагонах, так и группами. Опять-таки с их помощью можно сравнить условия.

Ищем вагоны

В некоторых случаях удобно воспользоваться поисковыми системами. Правда, подобный вариант удовлетворит не всех. Для более сложных решений, если клиент хочет не просто найти свободный подвижной состав, но еще и приобрести услугу по доступной цене, с оптимальным сроком исполнения договора и гарантией подачи под погрузку вагона в хорошем состоянии, придется использовать специальные программы, которые фактически становятся связующим звеном между бизнес-процессами оператора, ОАО «РЖД» и грузоотправителя, а при необходимости обеспечивают подключение к ним и контрагентов. В этом случае снять вопросы помогают современные онлайн-системы, уточнил генеральный директор Cargor Руслан Горб.

Как показывает практика, хорошим подспорьем для балансировки спроса и предложения на железнодорожные перевозки служат ЭТП «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД» и биржа вагонов Rail Commerce.

Правда, на данный момент они не в полной мере обеспечивают возможность проведения реальных торгов. Поэтому, по прогнозам экспертов, количество электронных площадок, где будет представлен железнодорожный подвижной состав, в перспективе будет расширяться под влиянием идеи уберизации перевозок.

Полный текст см. в печатной версии №23 (363) журнала «РЖД-Партнер».

Нет комментариев

Добавить комментарий