ОАО РЖД нашло новый аргумент против привлечения частных инвесторов в локомотивную тягу. Монополия разрабатывает масштабную программу оптимизации локомотивного парка, которая, по ее расчетам, к 2020 году уберет потребность в 5,5 тыс. локомотивов, обеспечив экономию 72,1 млрд руб. Ранее именно недостаток средств для обновления локомотивного парка был главным аргументом в пользу либерализации тяги.
ОАО РЖД разрабатывает программу оптимизации локомотивного парка, следует из документов, имеющихся в распоряжении "Ъ". По расчетам монополии, ее реализация к 2020 году позволит снизить потребность в локомотивном парке на 5582 единицы, или 24%. Программа предполагает увеличение производительности локомотива рабочего парка на 10% к 2020-му и на 15% к 2025 году по сравнению с 2015 годом, оптимизацию запаса локомотивов, а также повышение эффективности ремонта, с тем чтобы доля неисправных локомотивов снизилась до 16,3% к 2020-му и до 14,1% к 2025 году. Экономический эффект от снижения потребности в обновлении и капремонте парка — 72,1 млрд руб.
В ОАО РЖД "Ъ" пояснили, что есть поручение итогового заседания правления (конец декабря 2016 года) разработать такую программу. "В настоящее время она не утверждена, находится в разработке,— говорят в монополии.— Промежуточные варианты мы не комментируем".
Недостаток инвестиций в локомотивный парк — один из главных аргументов в пользу либерализации тяги, которая позволила бы привлечь в этот сегмент инвесторов и решить вопрос финансирования. Ранее за нее выступали операторское сообщество, Совет потребителей ОАО РЖД, Минэкономики и другие органы власти и участники отрасли. Однако столь масштабная оптимизация затрат на локомотивы, высвобождающая необходимые средства, лишает этот аргумент веса.
Стирается акцент на недофинансировании локомотивного парка и в уставных документах реформы отрасли, в том числе в целевой модели рынка (ЦМР) железнодорожных грузовых перевозок. Так, в декабре 2015 года в версии ЦМР, представленной Минэкономики, было утверждение, что недостаток инвестиций "привел к сохранению износа локомотивного парка на уровне 70%". Но в результате правок ОАО РЖД получилась иная формулировка: "Несмотря на недостаток инвестиций, в последнем десятилетии достигнута тенденция снижения износа локомотивного парка с 85% до 69%". Именно в таком виде она и вошла в последний (декабрь 2016 года) проект ЦМР. К январю Минэкономики и ОАО РЖД в очередной раз вошли в клинч по ключевым моментам реформы. Эксперты, рассматривая противоречия, тогда отмечали, что ОАО РЖД, пользуясь возросшей аппаратной силой, перестало идти даже на мизерные уступки, в том числе чтобы обосновать отсутствие необходимости частных инвестиций в тягу (см. "Ъ" от 24 января).
В локомотивном хозяйстве РЖД объективно существует значительный потенциал оптимизации, но потенциальный эффект программы РЖД (сокращение рабочего парка на 5,6 тыс. единиц, или 24%) представляется завышенным, считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его мнению, главной задачей РЖД в ходе оптимизации будет не только сокращение расходов, но и улучшение качества работы дирекции тяги, так как в 2016 году возникали острейшие дефициты, например, магистральных тепловозов. "Тарифы ОАО РЖД растут опережающими инфляцию темпами, и грузоотправители ожидают улучшения качества предоставляемых услуг",— отмечает эксперт.
Нет комментариев
Добавить комментарий