По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе-феврале 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 114,8 млн т. Отметим, что за два первых месяца 2016 года динамика была не столь жизнеутверждающей. Но стоит ли надеяться, что с таким началом по итогам года объем перевалки грузов будет значительно выше, чем годом ранее?
Сырьевые грузы правят бал
Объем перевалки сухогрузов вырос до 49,2 млн т, увеличившись на 7,6% к аналогичному периоду прошлого года. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки угля – 20,9 млн т (+15,2%), грузов в контейнерах – 6,9 млн т (+9,0%), зерна – 4,5 млн т (+1,2%), черных металлов – 4,5 млн т (+2,5%), минеральных удобрений – 2,7 млн т (+7,2%), рефрижераторные грузы – 0,5 млн т (+13,2%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 65,6 млн т (+8,7%), в том числе за счет обработки сырой нефти – до 38,4 млн т (+8,0%), нефтепродуктов – до 24 млн т (+8,3%) и сжиженного газа – до 2,5 млн т (+27,1%). Что касается внешнеторговых грузов, то экспорт составил 90,5 (+5,3%), импорт – 5,2 млн т (+15,7%), транзит – 8,5 млн т (+4,5%), каботаж – 10,6 млн т (+41,6%). По словам экспертов, тенденции грузооборота довольно очевидны – рост перевалки экспортных массовых грузов, преимущественно сырьевых. Положительную динамику демонстрируют порты всех бассейнов, кроме Каспийского: гавани Балтийского бассейна увеличили грузооборот на 9,2%, до 40,14 млн т, Дальневосточного – на 7,8%, до 28,93 млн т, Азово-Черноморского – на 3,6%, до 36,36 млн т. Самые впечатляющие темпы рост демонстрируют стивидоры Арктики – за отчетный период грузооборот вырос на 41,8%, до 8,85 млн т. В то же время грузопоток, обрабатываемый в морских портах Каспийского бассейна, упал на 53,4% - до 0,54 млн т.
Так, по итогам января-февраля 2017-го по грузообороту лидируют порты Балтийского бассейна. За первые два месяца текущего года объем перевалки здесь составил 40,1 млн т, что на 9,2% выше аналогичного показателя прошлого года. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки сухогрузов. Стивидоры Балтийского бассейна переработали 14,7 млн т, что на 15,6% больше, чем в январе-феврале 2016 года. Объем обработанных в портах наливных грузов также увеличился за два месяца 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 5,9% и составил 25,4 млн т. На Северо-Западе наибольшую динамику показывают порты Усть-Луга до 15,7 млн т (+9,1%), Приморск до 10,9 млн т (+5,5%), Большой порт Санкт-Петербург до 8 млн т (+7,0%), Высоцк до 3,2 млн т (+42,1%). Таким образом, спустя год конкуренции порты Балтийского бассейна с начала 2017 года перевали больше грузов, чем гавани Азово-Черноморского бассейна. Доля последних в общем грузообороте морских российских портов составила 32%, а Северо-Западных – 35%. На порты Дальнего Востока по итогам двух месяцев пришлось 25%. В январе-феврале 2017 года нарастили объем перевалки до 28,9 млн т, что на 7,8% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Из них сухогрузов – до 16,3 млн т (+8,7%), наливных грузов – до 12,6 млн т (+6,5%).
Дальневосточный федеральный округ, как отмечают специалисты АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ), основную роль сыграли рост добычи углеводородов на Сахалине и увеличение отгрузки наливных грузов через Приморский и Хабаровский края. Лидер роста (по грузообороту в тоннах) – уголь, его перевалка увеличилась практически на всех терминалах как специализированных, так и общего назначения. Увеличивают объемы отгрузки и имеют масштабные инвестиционные планы по расширению специализированных мощностей АО «Восточный порт» и терминал
СУЭК в Ванино. Наибольшую положительную динамику демонстрируют порты Восточный – до 10,6 млн т (+6%), Пригородное – до 3,2 млн т (+29,9%) и Владивосток – до 2,4 млн т (+21,9%). Последние шесть лет в морских портах Дальнего Востока уверенно растет грузооборот. Но третий год подряд положительная динамика сохраняется исключительно за счет перевалки сырья. Согласно стратегии развития инфраструктуры портов РФ к 2030 году суммарный объем мощностей в Дальневосточном бассейне должен увеличиться – с 200 до 400 млн т. Пока же в целом же на дальневосточные гавани приходится четверть грузооборота портов РФ.
Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 8,9 млн т грузов, что на 41,8% больше грузооборота аналогичного периода 2016 года. Напомним, что по итогам прошлого года гавани Арктики показали наибольшую положительную динамику, нарастив грузооборот на 40,6% по сравнению с уровнем 2015-го до 49,7 млн т грузов.
В январе-феврале 2017-го стивидоры Арктики увеличили перевалку наливных грузов в 2,1 раза до 5,1 млн т. Однако объем сухогрузов, обработанных в портах Арктического бассейна, уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3,7 млн т (-0,9%). Наибольшую положительную динамику демонстрируют порт Мурманск, который увеличил перевалку в 1,5 раза, до 6 млн т, и Варандей – на 16%, до 1,4 млн т. Обе гавани как раз специализируются на переработке нефтеналивных грузов. Напомним, что такой прирост в Мурманске оказался возможен благодаря вводу в эксплуатацию в 2016 году рейдового перевалочного комплекса «Норд» на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Через этот танкер-накопитель можно переваливать около 12 млн т нефти в год, а сырье поступает с двух месторождений «Газпром нефти»: Новопортовского на Ямале и Приразломного на шельфе Печерского моря. А показатели Варандей растут за счет увеличения добычи на расположенных поблизости месторождении имени Требса и месторождении имени Титова. Кроме того, наращиванию грузопотока в данном регионе будет способствовать новая российская программа развития Арктики, которая вынесена на рассмотрение правительства и рассчитана на период до 2025 года. Основная идея новой программы – создание так называемых опорных зон, по одной в каждом из восьми арктических субъектов. Задачи опорных зон Минэкономики видит в развитии транспортного потенциала Северного морского пути и содействии вывозу руды и другого сырья. Якорными проектами опорных зон преимущественно станут минерально-сырьевые центры – почти две трети проектов в Арктической зоне замышляется осуществить именно в этой сфере. Новая программа придет на смену прежней Программе социально-экономического развития Арктической зоны, принятой в 2014 году на период до2020 года.
Контейнерный переполох
Контейнерооборот портов России по итогам января-февраля 2017 года составил 668,27 тыс. TEU, что превышает аналогичный показатель 2016 года на 8,6.
Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 292,05 тыс. TEU, что на 10,1% выше января-февраля 2016 года (перевалка груженых выросла на 12,2%, а порожних – сократилась на 16,4%). На экспорт перевалено на 8,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 279,37 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 12,8% больше). Каботаж вырос на 6,5% до 90,73 тыс. TEU. Транзит сократился на 14,8% до 6,13 тыс. TEU.
Рефрижераторных контейнеров (груженых) по итогам января-февраля 2017 года перевалено 58,64 тыс. TEU. В том числе, импортная перевалка составила 50,04 тыс. TEU, каботажная – 4,9 тыс. TEU, экспортная – 3,69 тыс. TEU.
Если рассматривать динамику перевозок по бассейнам, то следует отметить, что лидерами по темпам роста перевалки стали гавани Дальнего Востока. Показатели за отчетный
период выросли на 24,2% до 201,35 тыс. TEU. Рост перевалки контейнеров в порту Владивосток за отчетный период составил 29,6%, до 112,04 тыс. TEU. ПАО «Владивостокский МТП» нарастило перевалку контейнеров на 28%, до 61,54 тыс. TEU, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» - на 30,1%, до 22,36 тыс. TEU. Доля порта Владивосток составляет 56% контейнерооборота бассейна. Контейнерооборот порта Восточный (ООО «Восточная стивидорная компания») вырос на 18,4%, до 52,69 тыс. TEU. Порт Корсаков (АО «КМТП») нарастил перевалку на 26,1%, до 18,42 тыс. TEU. Порт Петропавловск-Камчатский увеличил контейнерооборот на 9,3%, до 9,5 тыс. TEU. Остальными портами бассейна за отчетный период перевалено 8,7 тыс. TEU (+10%).
Однако по объемам по-прежнему лидируют компании Балтийского бассейна, которые увеличили перевалку за первые два месяца текущего года на 3,3% до 335,96 тыс. TEU. Большой порт Санкт-Петербург в январе-феврале нарастил перевалку контейнеров на 5,2%, до 292,18 тыс. TEU. Перевалка экспортных контейнеров выросла на 2,8%, до 143,84 тыс. TEU, импортных - на 7,7%, до 148,34 тыс. TEU. Контейнерооборот порта Калининград сократился на 9,7%, до 29,87 тыс. TEU (импорт упал на 7,2%, экспорт - на12%). Порт Усть-Луга сократил контейнерооборот на 3,7%, до 13,91 тыс. TEU (импорт упал на 7,3%).
В портах Азово-Черноморского обработано на 6,7% контейнеров больше, чем за аналогичный период прошлого года – 109,45 тыс. TEU. Высокие показатели позволяет обеспечивать работа порта Новороссийск, доля которого составляет 98% совокупного объема перевалки в бассейне. В январе-феврале 2017 года объем переработки контейнеров в нем достиг 107,41 тыс. TEU, что на 6,9% превышает аналогичный показатель прошлого года. Однако порт Азов по итогам двух месяцев работы нарастил перевалку контейнеров в 2,1 раза, до 1,32 тыс. TEU.
А вот отрицательная динамика в Каспийском бассейне сменилась на положительную, в то время как порты Арктики показали минус: +7,4% до 0,47 тыс. TEU и -15,5% до 21,05 тыс. TEU, соответственно. Однако рост перевалки на Каспии обеспечен в основном каботажем контейнеров и по итогам января-февраля составил 54%, до 97 TEU (порожних контейнеров перевалено в 3 раза больше, груженых – на 19,6%). Перевалка импортных контейнеров выросла на 7,1%, до 181 TEU, экспортных – сократилась на 7%, до 187 TEU.
В итоге доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 50%, Дальневосточного – 30% совокупного контейнерооборота РФ.
Напомним, что контейнерооборот портов России по итогам 2016 года составил 3,99 млн TEU, что превышает показатель 2015-го на 1,4%. Если начало года было тяжелым для контейнерного бизнеса, то к концу года объемы перевозок начали расти и по всем бассейнам, кроме Каспийского и Дальневосточного, превысили показатели 2015-го. В начале 2017 года оба бассейна реабилитировались. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше.
Нет комментариев
Добавить комментарий