Казалось бы, очевидно, что опасность разрушения бизнеса обычно исходит извне. Но все мы знаем печальные примеры, когда предприниматель, успешно создавший проект без особых препятствий и давления со стороны, не менее успешно его теряет.
Причина часто очевидна всем, кроме него самого: его собственная энергия. Та самая, что мотивировала и вела к успеху. Та самая, что мутировала и привела к краху.
Дело в том, что процесс созидания порождает еще и мощную эмоциональную вовлеченность. Бизнес – это, в первую очередь, человек. И если его жизненная энергия тратится на личную динамику, разрушить достигнутое можно на любом этапе – на старте, в процессе и на финальной стадии. Но предупрежден – значит вооружен.
На старт, внимание, марш
Идея, инвесторы, сотрудники, — а запуск откладывается, подготовка затягивается, планы корректируются. Писатели называют это «страхом чистого листа», психологи – ловушкой «не могу начать». Эта проблема — удел предпринимателей с высоким уровнем ответственности. За стремлением все предусмотреть можно все погубить, даже не ступив на беговую дорожку, ведь всегда найдется мелочь, не доведенная до блеска. Если вы чувствуете, что тормозите на старте, — ищите опору для «толчка в спину». Это может быть бизнес-консультант, партнер, друг, которому доверяете, — тот, с кем можно сверить цели, детали и способы реализации проекта. Разделение ответственности, даже косвенное, снижает тревогу и стимулирует начинать.
Успешно стартовали и двигаетесь вперед? Осторожней! Впереди –«головокружение от успехов». Эйфория туманит сознание, снижается концентрация внимания, падает эффективность, все чаще допускаются ошибки. На этом этапе обычно кажется, что все под контролем, но стоит задаться вопросом: не слишком ли долго празднуем первые успехи? Спасти ситуацию может взвешенное мнение со стороны и наличие менее эмоционального партнера, который вовремя приведет в чувство. Иначе, увы, отрезвит уже крах.
На середине пути, при переходе к этапу стабилизации, за рутиной можно проглядеть проблему «почиваем на лаврах»: с одной стороны, заскучать, с другой – упрямо отказываться делегировать процесс менеджерам или партнеру. Еще слишком сильна гордость за первый успех, щекочет мысль «все это придумал я» и сохраняется желание контролировать на правах лидера. Здесь высок риск конфликта и развала проекта, если вовремя не мобилизовать критическое мышление, не оценить ситуацию с новой точки и грамотно не перераспределить роли.
Проходим экватор
На промежуточном этапе строительства бизнеса предпринимателя часто подстерегает внутренний кризис. Необходимо сделать выбор: либо принять на себя еще и обязанности менеджера, либо разделить функции с партнером или нанятым специалистом. Здесь и возникает разрушительный вопрос «кто в доме хозяин». Делить полномочия и, следовательно, успех – не хочется. При работе с партнером сигналы попадания в ловушку – это неожиданные разногласия и яркие споры там, где подобного не бывало. Если же бизнес ведется в одиночку, критерий проблемы — пробуксовывание. Спасение иногда лежит в совмещении функций продвижения и стратегического развития, а чаще — в своевременном разделении сфер влияния (с юридической фиксацией долевого участия партнеров в бизнес-процессе) или найме грамотного менеджмента.
Опасная идея «Все на мне» поджидает партнера, берущего на себя управленческие функции. Автор проекта уже либо работает над следующим, либо продолжает двигать этот, давая интервью, встречаясь со спонсорами и всячески «торгуя лицом». А у того, кто занят менеджментом, неизбежно возникает ревнивая иллюзия, что вся реальная работа лежит на его плечах, пока компаньон «прохлаждается». Отсюда – обиды и кажущиеся законными притязания на увеличение доли. Именно в этот момент может быть разорвано партнерство, особенно, если бизнес начинали друзья. В жесткой версии, если на этом этапе стартапер заигрывается в успех и всячески почивает на лаврах, однажды он может обнаружить, что его вытеснил на задворки недобросовестный партнер. Решением могут стать переговоры с возможным пересмотром долевого участия. Впрочем, иногда оптимально мирное расторжение отношений – оно позволяет сохранить дело и двинуться дальше, пусть отныне и в разных направлениях.
Увы, даже самые осторожные предприниматели, страхующие каждый шаг, могут многое утратить под девизом «береженого Бог бережет», когда развитие бизнеса подменяется «выживанием». Любые действия, связанные с риском, тормозятся, и это, безусловно, помогает выживать, вот только блокирует движение вперед. Спасение — в подробном анализе. Сверьте изначальные цели и задачи с получаемыми результатами. И, если они различаются, ищите «тормоз» (возможно, им окажетесь вы сами). Пригласите стороннего специалиста, который, в обход вашей склонности к осторожности, придаст проекту энергию движения.
На финишной прямой
Финальный этап порой напоминает о временах начала. Например, мрачное убеждение «последний бой – он трудный самый» похоже на «не могу начать», только причина – не в переизбытке, а в недостатке адреналина. Накопилась усталость, и очень важно сохранять слаженность командной работы и четко соблюдать договоренности по распределению функций: разделение ответственности позволит спокойно дойти до завершающей стадии и перейти на качественно новый уровень. На этом этапе легко поддаться самолюбивой идее, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Это может заблокировать переход на новый виток: людям, уже многого достигшим, приходится снова нарабатывать связи и идти на поклон за инвестициями. Уязвленную гордость излечит трезвое рассуждение: бизнес – ваш, нужен – вам, вашей семье и коллегам, а значит, новые задачи – тоже ваши. А главное, вы все это уже проходили, и теперь будет легче.
Еще один разрушительный фактор финального этапа – «коллапс целей». На фоне успешной реализации проекта затуманиваются новые перспективы. Здесь есть вариации. Например, «Дальше — только звезды»: в результате истощения теряется способность смотреть в будущее. А в ментальной ловушке «Удержать высоту» вы слишком долго отдаетесь законному наслаждению достигнутым. Лучшее решение – условный отдых, передышка. То есть, работа на прежней («взятой») высоте в течение времени, достаточного для накопления ресурса и появления новых идей. Главное, помните, что креативность, критическое мышление, чувство юмора и предусмотрительность – отличный багаж, чтобы пройти путь от стартапа до признанного бренда с наименьшими потерями.
Люция Сулейманова
Forbes Contributor
Нет комментариев
Добавить комментарий