Это настолько необычно, что для пояснения необходимо фото. Российская бульварная газета «Комсомольская правда» опубликовала однажды изображение, на котором была видна часть автомобильной покрышки. На ней была надпись Made in Russia. Фото было сделано не в Санкт-Петербурге, где производятся покрышки марки Nokian, а в Канаде, где их купил журналист, сделавший этот снимок. Российские покрышки в Канаде? Раньше российскую продукцию на требовательном Западе можно было встретить довольно редко. Но теперь ситуация изменилась — по крайней мере, отчасти.
Именно во время самой затяжной рецессии за последние 20 лет стало возможным нечто, что до сих пор казалось невероятным: Россия может надеяться все-таки стать экспортером в современном смысле этого слова. На мировом рынке она до сих пор была известна, в первую очередь, как поставщик энергоносителей. Несмотря на то, что Россия, по сути является развивающейся страной, она никогда не была местом, где стоимость производства была реально низкой. Кроме того, она никогда не была великим экспортером потребительских товаров, каковым является Китай.
В структурных причинах этой слабости промышленности и производства в последнее время мало что изменилось, но есть еще один фактор, от которого Россия выигрывает: рубль. По отношению к евро и доллару российская валюта в конце 2014 года резко обвалилась — после того, как упали цены на нефть. Центробанк тогда отказался от поддержки рубля. А при нынешнем курсе российские производители могут продавать свои товары за границей по-прежнему на 40% дешевле, чем три года назад, когда они — в пересчете на рубли — могли рассчитывать на ту же самую прибыль.
Комбинация из слабой национальной валюты и двухлетнего экономического кризиса, разразившегося в России из-за падения нефтяных цен, и из которого страна теперь потихоньку выбирается, привела к двоякому эффекту: в пересчете на доллары размер российского экспорта в прошлом году сократился на 17% до 285 миллиардов долларов. Однако чисто физический его объем вырос на 3% — но не равномерно. Поскольку кризис затронул также и соседей России — бывшие союзные республики, их спрос на российскую продукцию сократился. А именно там она была наиболее конкурентоспособной. Однако одновременно увеличился российский экспорт на рынки так называемого «дальнего зарубежья».
КОНТЕКСТ
Рубль превосходит ведущие валютыThe Financial Times09.01.2017
Рубль может взять паузуReuters03.01.2017
Куда идут дешевые деньги?Bloomberg13.08.2016
Когда «Комсомольская правда» в мае 2016 года напечатала фото российской покрышки в Канаде, компания Nokian Tyres около 70% продукции своего российского предприятия отправляла на экспорт. На этом же уровне он, по словам генерального директора Андрея Пантюхова, остается и сейчас. А уже в 2014 году экспорт составлял 60%.
Nokian Tyres продает свою продукцию в более чем 40 стран. Основными ее рынками являются Европа и Северная Америка. Впрочем, это не российская, а финская компания. Конкурент Continental также продает на мировом рынке шины, произведенные на своем российском предприятии. Когда то основанная Bosch и Siemens компания BSHG собирается к тому же удвоить экспорт бытовой техники. А гигант рынка потребительских товаров Procter&Gamble продает за рубежом около трети продукции, произведенной в России. У Unilever дола экспорта тоже растет. А итальянская компания Candy отправляет произведенные в России стиральные машины в Японию и Австралию.
Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников внимательно изучил список наиболее успешных экспортеров. В том, что в нем преобладают западные производители, имеющие дочерние предприятия в России, нет, по его словам, ничего удивительного: «В минувшие годы они, главным образом, вкладывались в современное производство». С конца прошлого века и до 2012 года Россия переживала бурный экономический рост. Международные компании были заинтересованы в российском рынке с 143 миллионами потребителей. Теперь же, когда вследствие кризиса, спрос на внутреннем рынке сократился, излишки производства местных предприятий приходится отправлять на экспорт.
Согласно официальным данным, российский ВВП в 2015 году сократился почти на 3%, а в 2016 на 0,2%. Российские производители смогли добиться улучшения результатов лишь в областях, где силен протекционизм. Так, Кремль ответил на введенные Западом из-за украинского кризиса санкции запретом на импорт многих продовольственных товаров, и в России их производство выросло на 3% в 2015 году и на 3,5% в 2016-м. Для настоящего «разворота» в аграрной отрасли этого слишком мало, но в минувшем году экспорт этой продукции прибавил 18%. Значительная часть пришлась на экспорт зерна и подсолнечного масла благодаря рекордному урожаю.
Растет в последнее время также и экспорт легковых автомобилей. И в очередной раз речь идет о продукции международных концернов: Volkswagen, Ford и Nissan поставляют моторы из России на свои предприятия в других странах. Российским же производителям не хватает наработок в области высоких технологий, и, в отличие от иностранных конкурентов, они не могут минимизировать риски на российском рынке за счет глобального рынка. К их проблемам прибавляются также большие кредиты, бюрократия и коррупция, а также недостаточная развитость предприятий-поставщиков комплектующих. При этом зарплаты рабочих растут быстрее производительности. Так что одну лишь слабую валюту едва ли можно считать фундаментом, благодаря которому можно стать «чемпионом мира» по экспорту.
Нет комментариев
Добавить комментарий