Перевести страницу

Новости

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания Прав



Из стенограммы:

И.Артемьев: Сегодня под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева состоялось заседание Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Было рассмотрено много интересных сделок.

Первая сделка касается Петербурга: 25% акций нового петербургского аэропорта приобрела компания из Объединённых Арабских Эмиратов – компания «Серти Севенз Инвестмент Компани». Эти 25% продал наш банк «ВТБ». И пришёл иностранный инвестор, ещё один, помимо «Фрапорта», который будет заниматься управлением и развитием петербургского порта. Сумма сделки – 240 млн евро, то есть порядка 15 млрд рублей.

Следующая сделка касается канадской компании (это интересно на фоне санкций): компания «Си-Пи-Пи-Ай-Би Монро Канада Инкорпорейтед» приобрела акции в зерновом терминальном комплексе «Тамань», это терминал по перевалке зерна в России. Канадская компания вошла в капитал зернового терминала и, соответственно, дальше будет инвестировать, строить и развивать этот терминал.

Следующая история связана с очень серьёзной российской компаний, это компания «Севернефтегазпром», которая контролируется «Газпромом». В результате сделки контроль будет сохранён за «Газпромом». Вообще говоря, эта компания контролирует 1,1 трлн куб. м газа, то есть совершенно фантастический объём.

Сумма сделки – 1,808 млрд евро. Понимаете, что это очень много? Соответственно, приобретает компания OMV Exploration and Production, которая зарегистрирована в Австрии, приобретает чуть меньше 25% (24,99%) в акционерном обществе «Севернефтегазпром». Сама эта компания принадлежит ещё одной австрийской компании (я имею в виду упомянутого приобретателя), там 31% австрийского капитала, а ещё 24% – правительства эмирата Абу-Даби. Это большая сделка, происходит приход австрийских денег, что очень важно с точки зрения разработки месторождений.

Два важных социальных проекта осуществляются компанией, уже упомянутой мной в связи с петербургским аэропортом, – «Серти Севенз Инвестмент Компани». Повторяю, что она находится под контролем Объединённых Арабских Эмиратов. Они вместе с российскими компаниями строят два крупных медицинских высокотехнологичных центра – в Балашихе и в Подольске. Они инвестируют и приобретают 37,5% и там и там. Два этих медицинских центра, которые очень важны для социальной сферы Подмосковья, приобретаются этими компаниями, и это будет сопровождаться приходом новых технологий и так далее.

Это наиболее интересные сегодня сделки. Как вы видите, они большие, они, как всегда, многополярные – со всех континентов. И сегодня по сделкам, о которых я рассказал, были приняты положительные решения.

Вопрос: Игорь Юрьевич, Вы по зерновому терминалу в Тамани не озвучили сумму сделки.

И.Артемьев: В настоящее время ещё ведутся переговоры, то есть принципиальное согласие дано, но сумма сделки ещё варьируется, поэтому бизнес-план будет уточняться под нашим контролем, и комиссия дала поручение ФАС контролировать этот процесс. Понятно, что по рынку примерная стоимость известна, но мы её сейчас не можем привести.

Вопрос: Вопрос об аэропортах и ценах. Насколько я понимаю, ФАС регулярно выдаёт предписания аэропортам, но они как-то не стремятся их выполнять, и цены очень сильно разнятся, что касается хотя бы еды…

И.Артемьев: Мы проводили сейчас большую проверку и в Московской области, и в Москве. Мы действительно видим запредельные цены, и это имеет важное социальное значение, потому что летают и небогатые люди, и дети, и пожилые люди. Если кому-то нужно таблетку запить, то за стакан воды отдать 300–400 рублей – это, конечно, полное безумие.

Мы сейчас как бы отделяем мух от котлет, потому что в этой цене сидит очень высокая аренда аэропортов. Нам понятно, что компании, которые организуют кафетерии и прочее, занимают доминирующее положение, потому что так называемая стерильная зона – это границы рынка, это очевидно. Вы оттуда не выйдете и туда не войдёте без специальных процедур.

Мы смотрим, сколько занимает стоимость аренды (интересы аэропортов) и сколько – маржа этих компаний. В любом случае мы будем предпринимать действия (как мы это делали по парковками в аэропортах), чтобы снизить эту цену для потребителя. И чтобы была возможность в экстренных ситуациях воспользоваться источниками воды, например, и так далее. Это не совсем наш вопрос, но из монопольного положения следует, что нужно изменить ситуацию к лучшему.

Поэтому мы это не оставим и в других аэропортах будем продолжать. Но, конечно, основная проблема – это Москва.

Вопрос: Срок недавно прошёл, 1 июля, когда должен был быть поднят тариф на транспортировку газа для независимых производителей, но не был поднят. Соответственно, вопрос остаётся: может ли это быть сделано в оставшийся временной промежуток до конца этого года или вопрос о тарифе уйдёт на следующий год?

И.Артемьев: Это тот случай, когда в силу важности вопроса этим занимается непосредственно Правительство. Мы как тарифный орган обычно самостоятельно принимаем такие решения, но, если есть достаточно большая разность подходов, Правительство выполняет роль согласительной комиссии. Вице-премьер Аркадий Дворкович принимает такие решения с докладом премьеру. На сегодняшний день большинство участников этого процесса (я имею в виду Министерство экономического развития, другие наши органы) против повышения соответствующих тарифов.

В этой ситуации я отменил рассмотрение этого вопроса на правлении, потому что нам не хотелось одним голосом принимать какие-то решения, и поэтому у Дворковича будет ещё серия совещаний.

Но понятно, что поскольку дату 1 июля мы пересекли, то уже не будет того повышения, которое изначально планировалось. Оно будет много меньше – либо это будет вообще ноль, либо до 1%, если такое решение будет принято. Причём не с 1 июля – задним числом приниматься такие решения не могут.

Поэтому вероятность того, что тариф будет повышен, я считаю минимальной. Я считаю, что, скорее всего, будет нулевое повышение, и, соответственно, уже два года соответствующие ставки транзита по газу будут заморожены, что в общем создаёт дополнительный градиент для развития независимых производителей газа, прежде всего «Новатэка». И «Новатэк» активно борется за то, чтобы так оно и было.

Я хочу ещё одну важную вещь сказать. Журналисты часто спрашивают о компании «Новомет». Помните: «Халлибёртон» – «Новомет»? Сегодня этот вопрос рассматривался на комиссии, но он не мог рассматриваться по существу, потому что компания «Халлибёртон» не подала официального ходатайства. Без официальной инициации этого вопроса со стороны потенциального инвестора в стратегические активы, конечно, мы рассматривать ничего не можем. Мы доложили комиссии о том, что мы квалифицировали собственный бизнес «Новомета» как бизнес стратегический и, соответственно, саму компанию «Новомет» мы (ФАС как уполномоченный орган) отнесли к стратегам и уведомили компанию «Халлибёртон» о том, что они обязаны подать ходатайство по 57-му закону, если они хотят приобрести «Новомет». Сегодня мы об этом доложили комиссии, комиссия приняла эту информацию к сведению, мы ожидаем официального ходатайства. То есть фактически комиссия в данном случае не дезавуировала решение ФАС, а поддержала решение ФАС о том, что необходимо специальное рассмотрение на правительственной комиссии возможной сделки между «Халлибёртон» и «Новометом».

Вопрос: А позвольте ещё об одной сделке спросить, о покупке РФПИ с партнёрами доли в Eurasia Drilling Company...

И.Артемьев: Дело в том, что этого ходатайства у нас нет, повторного, по Eurasia, поэтому ситуация такая же, как с «Халлибёртон». Если они хотят, чтобы эта сделка была рассмотрена (неважно, в чей адрес, «Шлюмберже» или куда они хотят), то должно быть подано официальное ходатайство. Насколько я понимаю, сейчас идут какие-то консультации на эту тему, но мы не участвуем. Поэтому для нас отмашкой для начала работы будет поступление официальных документов.

Вопрос: И позвольте ещё спросить по сегодняшней информации об объединении сервисов заказа такси Uber и «Яндекс». Не считаете ли Вы, что это объединение двух сервисов станет своего рода монополистом на рынке? Потому что до этого таксисты у нас жаловались на такси-агрегаторы. И ФАС говорил, что конкурентная среда…

И.Артемьев: Мы сегодня только услышали об этом. Некоторое представление мы имеем о том, что у нас три основных агрегатора, а если два из них собираются слиться, то это, конечно, отдельный рынок и угроза ограничения конкуренции, несомненно, здесь присутствует. Нам нужно посчитать рынок, нам нужно посчитать количество клиентов, нам нужно посмотреть количество поездок, нам нужно посмотреть цены. То есть мы должны приступить к рутинной для нас процедуре анализа рынка и соответствующие ходатайства тоже получить. Если сегодня «Яндекс.Такси» и Uber хотят соединиться, значит это их замечательное желание, но у государства есть закон о защите конкуренции, соответственно, через призму этого закона эта сделка должна быть рассмотрена. И мы будем этим заниматься, и они, наверное, готовятся к тому, чтобы подать нам ходатайство, но решили немножко рассказать вперёд перед этим. Это их законное право. Если придётся разрешать сделку, значит разрешим, второй вариант – откажем, а третий – разрешим с предписанием, то есть обязательными некоторыми правилами, которым они должны следовать с точки зрения и раскрытия информации, и, конечно, цен. 



Источник...




Нет комментариев

Добавить комментарий