Перевести страницу

Новости

Кликабельные вагоны

Кликабельные вагоны


Запущенная в этом году электронная биржа железнодорожных перевозок привлекает все больше грузоотправителей. Но как завлечь туда операторов подвижного состава?


Идея создать электронную торговую площадку возникла в холдинге РЖД и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в прошлом году. Задумка создания биржи вагонов перекликается с моделью работы агрегаторов такси: размещенный на грузоперевозку заказ проходит проверку в РЖД, по ее результатам выносится решение о возможности выполнения перевозки. На электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) планировалось привлечь владельцев вагонов, с одной стороны, и грузоотправителей — с другой. Так в онлайн-пространстве появился сервис, который позволяет грузоотправителю с компьютера или даже смартфона в несколько кликов быстро и просто найти ближайший порожний вагон для перевозки его грузов. Для владельцев вагонов площадка — дополнительный способ расширения бизнеса. Однако пока идея срабатывает наполовину: число желающих арендовать вагоны через ЭТП ГП растет, чего не скажешь об их владельцах — они своим бизнесом довольны и без электронной площадки.


Уберизация на рельсах



С декабря прошлого года ЭТП ГП начала работать в тестовом режиме, а полноценно она функционирует с марта 2017 года.

После того как заказ грузовладельца согласован, система переходит к поиску оптимального варианта его исполнения. Далее грузоперевозчик собирает все предложения, информацию по дополнительным услугам и стоимости выполнения заказа, а затем получает ближайший доступный грузовой вагон с автоматическим подтверждением плана перевозки. Оформление всех необходимых перевозочных документов происходит онлайн.

С начала работы электронной площадки действовал ряд ограничений, некоторые из них сохраняются до сих пор. Впрочем, в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО — филиал РЖД) говорят, что с развитием электронной площадки намерены постепенно снимать ограничения на услуги, доступные для заказа.

«В первую очередь мы собираемся расширить перечень доступных для заказа родов вагонов и подключить сервисы по погрузке и разгрузке вагонов, перевалке и временному хранению грузов на складах, — говорит заместитель генерального директора ЦФТО Сергей Тугаринов. — Так, в настоящее время для заказа доступны крытые вагоны, полувагоны, цистерны, платформы. В июле подключили к работе на ЭТП ГП терминально-складской комплекс ОАО «РЖД». Это позволило грузоотправителям воспользоваться услугами по погрузке и разгрузке вагонов на станциях отправления и прибытия».

Однако он отмечает единственный, но очень весомый фактор, сдерживающий развитие площадки, — слабую заинтересованность операторов подвижного состава. На сегодняшний день, по данным ЦФТО, согласились выставить на ЭТП ГП свои грузовые вагоны лишь пять операторов подвижного состава.

Тем не менее объемы продаж с начала эксплуатации выросли вдвое и сейчас оцениваются примерно в 1,5 млрд руб. Количество зарегистрированных организаций достигло 1420 и продолжает расти, при этом 420 компаний уже воспользовались услугами ЭТП ГП. На сегодняшний день преобладают заказы, количество вагонов в которых в среднем не превышает пяти, и в подавляющем большинстве это заказы на строительные грузы в полувагонах.

В ЦФТО все же рассчитывают на то, что перспективными направлениями развития ЭТП ГП в 2018 году станут такие услуги, как заказ перевозки в международном железнодорожном сообщении, доступ грузоотправителей к услугам компаний «РЖД Логистика», «ТрансКонтейнер», GEFCO, а также доступ к услугам по перевалке грузов в порту, запрос дополнительных свойств груза для уточнения параметров услуг (перевозка негабаритов, погрузка-выгрузка тяжеловесных и длинномерных грузов). Кроме того, клиент будет всегда иметь возможность получать всю необходимую информацию о наличии отложенных предложений поставщиков, а также рейтинг участников перевозки, рейтинг грузоотправителей, ценовые индикаторы рынка перевозок железнодорожным транспортом.

Поскольку использование цифровых технологий требует дополнительной информационной безопасности, то, как рассказал Сергей Тугаринов, для создания доверенной среды хранения данных всех клиентов и участников грузоперевозок, которая бы обеспечивала безусловную достоверность публикуемой информации, на площадке уже применяется технология блокчейн. Эта технология, в частности, применена для размещения и хранения исходных данных, используемых при расчете индикаторов и показателей работы электронной площадки.


Офлайн-настройка


Однако пока не все в работе электронной площадки идет гладко. С этим соглашаются и в ЦФТО. «Существует огромный неудовлетворенный спрос на «розничные», то есть в небольшом количестве вагонов, перевозки по железной дороге», — соглашается Сергей Тугаринов. Он приводит в пример август текущего года, когда все квоты на вагоны от операторов были исчерпаны в течение последней недели июля, что объясняется взрывным, семикратным по отношению к июню, ростом запросов на перевозку.

Основных причин, по которым операторы не готовы предлагать свои услуги по перевозке через «вагонную биржу», две. Во-первых, сегодня вагоновладельцы не могут пожаловаться, что их вагоны простаивают — они востребованы по высоким ставкам и без всякой биржи. Во-вторых, далеко не всех операторов устраивают комиссия за участие в электронной площадке и система штрафов, установленная сервисом. Хотя есть компании, которые собираются им воспользоваться.

Так, в GEFCO сообщили, что планируют начать работу на ЭТП ГП до конца текущего года. «Будем выходить с услугами по перевозке грузов «от двери до двери» внутри России», — высказал прогноз руководитель департамента железнодорожной логистики компании GEFCO Дмитрий Вербов. По его мнению, сервис прозрачный, с ним легко интегрироваться с точки зрения увязки автоматизированных систем. «Пока нас сдерживает агентская схема взаиморасчетов и документооборота: к ней пока не приспособлены наши информационные системы, — говорит он. — Если клиенту требуется сложная мультимодальная перевозка, логистическому оператору непросто определить ее стоимость в течение нескольких секунд, как это делается сейчас в отношении предоставления вагонов». В этой компании также видят необходимость в услуге отсрочки платежа: для многих международных компаний это стандартное рыночное требование.

В Первой грузовой компании считают, что для операторов электронная площадка — это прежде всего канал продаж, через который они получают еще одну возможность взаимодействовать с клиентами на рынке, поэтому он должен быть привлекательным не только с точки зрения экономики, но и нормативной базы, технологических и организационных решений. «Например, существенным мотивирующим фактором участия операторов в ЭТП ГП могло бы стать снятие ограничений на лог-контроли и конвенциональных запретов, а также отсутствие платы за отстой на коротком периоде перемещения вагона к месту погрузки», — пояснили в пресс-службе Первой грузовой компании.

По словам Сергея Тугаринова, сегодня РЖД совместно с операторами продолжают заниматься разработкой экономических преференций, которые могли бы стать дополнительным мотивирующим фактором для операторов к участию в работе на площадке. 


 Константин Анохин.  


Источник...

Нет комментариев

Добавить комментарий