Дефицит подвижного состава на сети ОАО «РЖД» обусловлен в первую очередь высоким спросом на полувагоны в связи с ростом экспорта и массового списания парка. В свою очередь, повышается операторская ставка. Увеличивается и цена нового подвижного состава. О том, какие существуют пути преодоления текущего недостатка в грузовых вагонах рассказал исполнительный директор АО «ПГК» Александр Сапронов.
– Александр Алексеевич, как ПГК решает проблемы вывоза грузов в условиях сложившегося дефицита подвижного состава (полувагонов)?
– Для восполнения выбывшего парка в результате списания вагонов, в ПГК реализована инвестиционная программа, в соответствии с которой в 2017 году приобретено 7 тыс. полувагонов грузоподъемностью 75 т и 200 большекубовых крытых вагонов.
Но основную ставку мы сделали на повышение производительности вагонных активов. Речь идет о сокращении оборота на путях общего и необщего пользования, прежде всего под грузовыми операциями на подъездных путях предприятий.
Повышение производительности вагонов отвечает интересам всех участников рынка. Для операторских компаний это снижение инвестиционной нагрузки, сокращение затрат на содержание вагонного парка, создание условий для снижения стоимости услуг. Для перевозчика это сокращение потребностей в локомотивном парке и инфраструктуре, персонале по их содержанию и эксплуатации. Для грузовладельцев это сокращение стоимости транспортных услуг, снижение себестоимости производимой продукции. Для экономики страны в целом рост производительности вагонов сокращает транспортную нагрузку, повышает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.
– Что, по Вашему мнению, лежит в основе текущего недостатка в грузовом подвижном составе на сети ОАО «РЖД», будет ли эффективным создание резервного парка?
– Нехватка грузовых вагонов обусловлена рядом факторов, из которых можно выделить три основных: решение регулятора о запрете продления срока службы подвижного состава, низкая эффективность использования вагонных активов, а также культура отношения к подвижному составу, которая по-прежнему несет в себе элементы эпохи вагонного профицита и плановой экономики. По нашим расчетам, наиболее дефицитный и востребованный на текущем этапе полувагон выполняет полезную работу или работает с грузом только 30% времени, оставшиеся 70% уходят на операции погрузки, выгрузки, порожний рейс, нахождение в ремонте и т. д.
Названные цифры свидетельствуют о резервах, которыми располагает подвижной состав. Убеждены, что совместными усилиями перевозчика, операторских компаний и грузовладельцев можно изменить сложившийся баланс времени, сократить его непроизводительную часть, нарастить время выполнения полезной для экономики участников рынка работы.
Мы предлагаем интенсивный подход к использованию вагонного парка, вместо экстенсивного затратного наращивания количества вагонов. По данным ОАО «РЖД», сокращение оборота вагонов на 1 сутки эквивалентно высвобождению 57 тыс. ед. подвижного состава. Таким образом, отпадает необходимость в резервном парке, появляется профицит, усиливается конкуренция, снижаются издержки.
– Какие новые технологические и логистические решения были предложены клиентам в 2017 году?
– Компания освоила мультимодальные перевозки, продолжила развитие промышленной логистики, расширила в крытых вагонах маршрутный сервис, еженедельно отправляя по ниткам графика по два маршрута из Москвы в сибирские регионы, активно развивались информационные услуги в режиме АСУ-АСУ в отношениях компании и клиентов. Это только небольшая часть из пакета сервисных услуг, которые в 2017 году внедряла ПГК в отношениях с клиентами.
Беседовал Шант Даниелян
Нет комментариев
Добавить комментарий