В мае 2019 года продолжилась та же тенденция, что была зафиксирована апреле: погрузка на сети РЖД просела – причем опять-таки на фоне роста грузооборота.
Внятных объяснений о том, почему погрузка ушла в отрицательную зону, ни сейчас, ни месяц назад по итогам апреля от многих отраслевых экспертов не прозвучало. Более того, в апреле преобладали довольно бодрые настроения: на сети просто технический сбой.
Индикативные оценки состояния отечественной промышленности в апреле не вызывали особого беспокойства, потому что в добывающих отраслях (стратегических для железнодорожной погрузки), если ориентироваться, скажем, на апрельские данные ИПЕМ, рост оценивался на уровне +2,5%.. В том числе экспортеры продолжали в достаточных количествах вывозить уголь за рубеж.
В индексах некоторое неблагополучие отражалось в перерабатывающих отраслях российской промышленности. Но в целом ситуация не выглядела критичной. Во всяком случае, в экономике на май просматривался некий задел, который мог служить основой для компенсации отставания в погрузке на сети РЖД в мае. Да и в ОАО «РЖД» обещали принять меры для привлечения на сеть дополнительных объемов грузов, по поводу чего проводились активные переговоры с якорными клиентами.
Но что-то пошло не так. И погрузка в мае 2019 года составила 106,3 млн т, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Праздники немного затянулись
Версий по этому поводу выдвинуто несколько. Итак, первая версия – длинные праздники в мае. Однако вот что считают эксперты, проводившие исследования на данную тему. Они практически сошлись во мнении, что майские выходные не окажут значительного влияния на российскую экономику, а возможные негативные проявления компенсируются в дальнейшем.
Заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов полагает, что длинные майские праздники необязательно стоит воспринимать как потери для экономики. Иными словами, если у предприятий было, что грузить, то они отправляли эти объемы не в первой, так во второй половине мая. Тем более что все знали о возможном повышении цен именно после 15 мая.
Однако этого не произошло. Кроме того, в 2019-м на праздники выпадает ненамного больше дней, чем в прошлом году. И если принять данную версию, отметили эксперты, то и в июне показатели тоже могут просесть. Тогда останется ожидать роста погрузки только июле. Но сеть в разгар лета уже не сможет пропустить не вывезенные ранее объемы, потому что на сети нет резерва для этого (особенно с учетом большого количества ремонтных окон летом).
Наконец, следует учитывать, что в II полугодии динамика погрузки обычно ниже, чем в первой половине года. И если принять праздничную версию, то, как следствие, ОАО «РЖД» рискует в таком случае не досчитаться солидных объемов годовой погрузки и уйти в минус.
Экономика пробуксовывает?
Вторая версия – менее приятная: железные дороги в мае не смогли собрать грузов больше. Хотя вроде уже и вагоны были, и с брошенными поездами ситуация улучшилась.
Падение погрузки произошло, как считают представители ряда грузовладельцев, из-за того, что российская экономика начала замедляться в результате повышения налоговой нагрузки, а также под влиянием неблагоприятной мировой конъюнктуры.
На это указывает сокращение добычи полезных ископаемых, которое началось в апреле и продолжилось в мае. По данным Госкомстата,уменьшилось внутреннее потребление и оборот внутренней торговли, снизилась динамика экспорта и инвестиционная активность компаний.
Слабые макроэкономические показатели вызвали опасения, что российская экономика может вступить в техническую рецессию по итогам I полугодия. Однако, как обещали в ЦБ, если это и произойдет, то эффект от данного тренда сложится ограниченный.
Что дальше?
Вместе с тем в начале 2019 года МВФ и Всемирный банк ухудшили прогнозы по росту крупнейших экономик мира. Если экономическая рецессия затронет США и страны ЕС, то процесс не минует и РФ. В принципе уже отмечено замедление роста ВВП: по итогам I квартала ВВП вырос на 0,5%, а апреля – всего на 0,3%. Еще более слабый результат ожидается по итогам мая текущего года. Для сравнения напомним, что в IV квартале 2018 года этот показатель увеличился на 2,7%.
Некоторые предпосылки под таким углом зрения для снижения погрузки на сети РЖД имеются. Но, с другой стороны, грузооборот автотранспорта в апреле увеличился на 14,7%, и в мае, по оценкам, этот показатель близок к достигнутому уровню. Динамика объемов перевозок также остается в положительной зоне. Аналогично можно сказать о речном флоте, что позволяет говорить о переключении части грузопотоков с железных дорог на эти виды транспорта.
В таком случае сценарий не выглядит оптимистическим для сети РЖД. Здесь многое будет зависеть от того, как развернутся в II полугодии обещанные федеральные программы, прежде всего, в сфере дорожного строительства.
Однако, например, по опросам представителей карьеров, пока особого прорыва по федеральным проектам не намечается. На это указывают объемы перевозок щебня: Урал, Северо-Запад, Юго-Восток – везде падение объемов погрузки. Исключение составляет, пожалуй, только полигон Северо-Кавказской железной дороги – по вполне понятным причинам.
В таком случае некоторые эксперты не исключают, что для сети РЖД 2019 год выдастся не вполне благополучным.
На фоне падения погрузки в мае 2019 года на сети РЖД, как и в апреле, сохранилась положительная динамика по грузообороту: данный показатель за май 2019-го увеличился до 224,4 млрд тарифных т-км, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 2,3%. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 2,3% и составил 284,8 млрд т-км.
Как в I квартале 2019-го, так и в 2018 году, темпы рота грузооборота опережали динамику погрузки. И к этому все уже успели привыкнуть. Тем более что разрыв между двумя этими показателями оставался умеренным.
Однако в 2019 году он стал увеличиваться. В январе он составлял всего 0,5 п. п., в марте – 2,5 п. п., а в мае – 6,1 п. п. Какой бы ни была динамика погрузки, грузооборот на сети неизменно подрастал.
В связи с этим возникают вопросы, на которые мы постараемся отыскать ответы. Итак, первое, на что следует обратить внимание: грузооборот груженых и порожних вагонов в мае вырос практически одинаково.
Это означает, что нельзя сказать, что на сети нарастили данный показатель за счет перегонов порожнего подвижного состава. Хотя в принципе, как заметил в ходе выступления в рамках VII Международной научно-практической конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев, на сети РЖД научились хорошо зарабатывать и на перевозках порожних вагонов, которые считаются грузом на своих осях.
Таким образом, если на сети происходит прибавка инновационных вагонов, то вес увеличивается и, вполне вероятно, растет грузооборот, отметили в Ассоциации ОЖдПС. И это одна из причин роста.
Смена вектора
Другая причина, которая объясняет существенное увеличение дальности перевозок на сети РЖД, – сокращение экспорта ряда номенклатур, переваливаемых на Северо-Западе РФ. Причем это происходило при одновременном увеличении погрузки в сторону терминалов Дальнего Востока.
Иными словами, ушла часть массовых перевозок на более коротком плече. И их, по сути, сменила дополнительная работа на более дальних маршрутах.
Если учесть, что возможности Восточного полигона не безграничны. Соответственно, вполне объясним и минус в объемах погрузки.
Приказ длиннее, чем рейс
А вот что думают об этом грузовладельцы в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, опросы которых проводит журнал РЖД-Партнер. На грузооборот мог довольно сильно повлиять приказ Минтранса России № 405 от 10.12.2018 г. В нем содержится довольно обширный перечень станций, через которые в ОАО «РЖД» могут проложить кратчайшие расстояния при перевозке грузов по отдельным участкам сети.
Уточним, что ранее кратчайшим расстоянием была прямая от пункта отправления до пункта назначения. После выхода приказа Минтранса России № 245 от 21.12.2009 г. таким расстоянием стало считаться фактическое расстояние между станциями, которые на ряде маршрутов стал определять регулятор. Новый приказ № 405 фактически удлинил расстояния перевозок.
Причем формально приказ вступил в силу с начала 2019 года. Однако начал применяться не сразу.
«В результате позднее мы стали получать вдогонку дополнительные счета за уже выполненные в январе рейсы. Причем суммы оказались весьма весомыми»,
– рассказал представитель компании, отгружающей лесоматериалы.
Представитель карьера нерудных материалов сообщил о фактическом удлинении маршрутов в Москву с 1000–1100 км до 1300 км. А на ряде направлений вагоны пошли кружным путем, который оказался почти вдвое длиннее прежнего (вместо 700–850 км – 1600 км). Если раньше, например, можно было проехать по Малому кольцу, то теперь составы следуют только по Большому кольцу.
Сеть везет, как может
Как сетуют клиенты, ОАО «РЖД» довольно часто везет, как может. Нередко, если посмотреть на карту, то маршрут получается похожим на пилу: сплошные зубцы вместо прямой.
Когда руководству железной дороги предложили оптимизировать расстояние перевозки на 200 км, направив грузопоток через другую станцию, все закончилось пустыми разговорами. Таким образом, даже если клиент видит альтернативный маршрут, который короче, то дорога все равно повезет так, как ей удобнее.
«При этом перевозчик выставит счет за фактически пройденное расстояние. А вернуть разницу по сравнению с кратчайшим путем можно разве в претензионном порядке. Но сначала все равно придется заплатить по выставленному счету»,
– поделился своим опытом клиент. Вот так, по его словам, накручиваются и расстояния, и грузооборот.
Чудеса статистики
Как показывает практика прошлых лет, при увеличении расстояний перевозок сеть, с одной стороны, обеспечивает себя работой. А с другой – теряет доходность.
Ведь перевозки на более длинные расстояния, согласно действующему прейскуранту, оплачиваются дешевле, чем короткие рейсы. Кроме того, при длинных рейсах снижается эффективность использования тяги и увеличивается вагонооборот.
Чем дальше едет тепловоз или электровоз, тем он больше стоит в пути на стыковых и технических станциях, тем чаще меняют локомотивные бригады. А чем дальше едет вагон, тем выше вероятность его возврата порожним. С учетом того, что значительная часть отправок на сети – повагонные, то, соответственно, и больше сортировок светит в пути.
И, наконец, чем длиннее рейсы, тем больше потребный парк. И, соответственно, – риски просрочек доставки. Как отметил один из реципиентов в рамках Индекса качества, по статистике РЖД все прекрасно получается, отличные показатели скорости доставки, но по факту это не так.
Тогда приходится признать: если еще 3–4 года назад статистика холдинга о скорости движения и просрочках вызывала у грузоотправителей доверие, то теперь почти каждый опрошенный в ходе исследования в той или иной форме подчеркивал наличие расхождений между публикуемыми РЖД данными и реальностью, данной грузоотправителю в ощущениях.
В мае 2019 года на сети РЖД погружено около 1,7 млн вагонов, что более чем на 3,4% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Прежде всего стоит отметить стабильные перевозки угля. Его было погружено 31,2 млн т, что соответствует маю прошлого года.
Если считать вагоны, то выйдет чуть меньше: на сети было отправлено 442 тыс. ед., тога как за аналогичный период 2018-го погрузка составила 444 тыс. вагонов.
Однако всего означает, что угля было больше отправлено в вагонах с повышенной нагрузкой на ось. Соответственно подвижного состава потребовалось для отправки того же самого объема меньше.
Чего ждут угольщики
Угольные компании в I квартале текущего года ощутимо сократили складские запасы в Южной Якутии и на Кузбассе. В результате добыча угля на ряде компаний снизилась. Причем, у некоторых поставщиков весьма значительно. Например, как сообщил представитель ПАО «Мечел», добыча угля из-за этого сократилась на 29%.
В дальнейшем компания намерена увеличить выпуск данной продукции. Как подчеркнули в металлурги, для этого продолжается реализация программы технического обновления горнодобывающих подразделений. В 2019 году запланировано поступление на предприятия компании свыше 70 ед. техники и горнодобывающего оборудования. Кроме того, компания планирует расширение сотрудничества с подрядными горнодобывающими организациями.
Однако пока не только ПАО «Мечел», но и некоторые другие добывающие заняли выжидательную позицию. Это можно объяснить, в частности, слухами о том, что в Китае планируют обрушить мировые цены на уголь. Однако руководитель центра экономического прогнозирования, осуществляющего деятельность на базе «Газпромбанка», Айрат Халиков сообщил, что вероятность существенного снижения цен эксперты относят к 2020–2021 гг. Так что на рынке пока поводов для особого беспокойства вроде бы нет – особенно с учетом того, что в прошлом году экспорт российского угля был перегрет.
Причем, основные потери несут экспортеры на Северо-Западе: цены в странах ЕС на уголь снизились, как и спрос (за исключением Германии). Однако на Восточном полигоне уголь продолжали активно везли на продажу за рубеж. Здесь отправителей подстегивал рост цен. По данным Argus. Из стран АТР больше всех нарастил закупки российского угля Вьетнам (рост поставок в 3,6 раза). Также активно уголь из России закупали Южная Корея и Япония.
Металл против руды
Рынок ГМК продемонстрировал разнонаправленную тенденцию. В мае мировые цены на черные металлы пошли вниз. В Европе и США упали цены на сортовой прокат, что, скорее всего, повлечет к удешевлению металлолома в следующем месяце. Рост цен черные металлы был отмечено только в Восточной Азии, сообщил представитель ХК «Металлоинвест».
Это сказалось на объемах экспорта черных металлов. При этом спрос на внутреннем рынке РФ на них оказался вялым. Попытка отыграться на российских потребителях для металлургов оказалась сомнительной затеей. Несмотря на начало строительного сезона внутренние перевозки едва компенсировали потери на экспортных направлениях.
Как результат – погрузка черных металлов в мае составила 6,5 млн т, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом было отправлено 102 тыс. вагонов, что на 1 меньше, чем в мае прошлого года. В минус ушел лом (1,4 млн т, -6,7%) и кокс (800 тыс. т, -11,1%).
Как считают эксперты, унылая ситуация по данным номенклатурам – временная. На это, в частности, указывают мировые цены на железную руду: в мае они достигли максимума из-за нехватки поставок из Бразилии. RBC Capital Markets описал в исследовательской записке повышение цен за последние пять месяцев как «исключительное».
Неудивительно, что погрузка руды в мае составила 49,6 млн т (+6%). Отправлено 146 тыс. вагонов. Между тем, обычно вслед за рудой постепенно оживает и погрузка металлов. Если, конечно, их дополнительные объемы не уйдут на автотранспорт.
Щебеночники снова пригорюнились
Погрузка стройматериалов на сети РЖД в мае составила 11 млн т (-7,2%). Спад по сравнению с апрелем усилился: в середине весны минус к апрелю 2018-го составил 4,5%.
На строительным рынке, как отметил президент Института развития транспортных систем Александр Синев, зафиксировано падение темпов строительства и производства стройматериалов. Наиболее масштабные федеральные проекты завершены за исключением строительства Крымского моста.
Изменение нормативной базы (переход с долевого финансирования на проектное) ведет в будущем к повышению качества работы застройщиков. Однако сегодня оно обернулось сокращением количества реализуемых проектов.
Продолжает расти разрыв между темпами строительства в Москве и регионах, что в целом говорит о тенденции дальнейшего расслоения субъектов РФ по доходам. На фоне ударного строительства станций московского метро, в Омске не могут ввести в эксплуатацию уже почти готовое метро: не хватает денег.
«И это уже тенденция, которую, к сожалению, в РФ не хотят замечать»,
– считает А. Синев.
Зерновой антирекорд
Зерно в мае побило все антирекорды. Его перевезено всего 1 млн т, что на 60% ниже с аналогичного месяца 2018 года.
Судя по всему, экспортеры успешно вывезли свою продукцию по ставкам с понижающими коэффициента к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Теперь у трейдеров, как они утверждают, нет возможности грузить его по обычной (т.е. высокой) цене через российские порты Юга, отметил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. При таком раскладе снова стало выгоднее везти зерно через порты стран Балтии (прежде всего, в страны Африки). Однако в этом направлении в ОАО «РЖД» одобряют не все заявки.
«Вместо системного решения существующих проблем в РФ формируется практика ситуационного управления. В том числе, и за счет использования эскалации административного давления и использования неформальных ограничений на деятельность участников рынка. В результате отмечается девальвация доверия участников рынка к мерам государственного регулирования»,
– указывается в проекте обращения РЗС к органам власти РФ, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК и бизнес-сообществу.
Напомним, что в период действия понижающих коэффициентов перевозки зерна росли на 40–50%. Так что сейчас сказывается, во-первых, эффект высокой базы. А во-вторых, зерно остается на складах. И эти запасы формируют потенциал объемов погрузки в последующие месяцы, когда отправители смогут заложить железнодорожные тарифы в цену отправки своей продукции.
Плюс наслоился на минус
В минус погрузку также увели нефть и нефтепродукты (17,6 млн т, -8,8%), лес (3,9 млн т, -4,9%) и промышленное сырье (2,9 млн т, -12,1%).
Остались в положительной зоне динамики погрузки минудобрений (5,1 млн т, +2%) из-за хорошего спроса на них как внутри РФ, так и на мировой арене ицемент (2,6 млн т, +1,2%) – здесь просто сказался эффект низкой базы в предыдущий период. Также неплохой результат показали цветные металлы (1,8 млн т, +2,2%), химикаты и сода (2,3 млн т, +2,3%).
В принципе резервы у сети РЖД есть. Однако для их привлечения необходимо работать с самыми разными номенклатурами.
Нет комментариев
Добавить комментарий