Энергетический уголь
В I квартале 2019 г. на мировом рынке энергетического угля сохранился понижательный тренд, сформировавшийся летом 2018 г. После практически трех лет роста, рынок угля развернулся и характеризуется в настоящее время неблагоприятной ценовой конъюнктурой.
Среднеквартальные котировки энергетического угля в ключевых мировых портах продемонстрировали очередное снижение как в квартальном, так и в годовом сопоставлении. Так, по итогам I квартала 2019 г. котировки австралийского энергетического угля (FOB Ньюкасл) опустились до отметки $95 за тонну (-6,9% г./г.). Среднеквартальная цена на российский энергетический уголь (FOB Восточный) составила $94 за тонну (-6,9% г./г.), на южноафриканский уголь (FOB Ричардc-Бей) - $85 за тонну (-10,2% г./г.), на колумбийский уголь (FOB Боливар) - $72 за тонну (-13,0% г./г.).
Решающими для рынка энергетического угля остаются фундаментальные факторы спроса и предложения, перекосы баланса рынка в ту или иную сторону. Географическими центрами угольного рынка являются Китай и Индия, да и в целом Азиатский регион, куда в первую очередь смотрят участники рынка и где формируются основные торговые потоки.
Китай. Добыча угля в Китае в I квартале 2019 г. увеличилась на 0,3% г./г. - до 812 млн тонн. Выработка ТЭС увеличилась на 2% г./г., ГЭС – на 12%, АЭС – на 26%, ВИЭ (ветровая, солнечная) – на 7%. Импорт угля снизился на 1% г./г. и составил 74,63 млн тонн. Однако если импорт энергетического угля снизился до 58,21 млн тонн (-8% г./г.), то импорт коксующегося, напротив, вырос до 16,42 млн тонн (+36% г./г.).
Запасы угля в Циньхуандао, главном перевалочном порту в Северном Китае, с конца декабря 2018 г. (5,65 млн тонн) увеличились до 6,4 млн тонн на конец марта 2019 г. По состоянию на март 2018 г. запасы составляли 6,35 млн тонн. Совокупные запасы в основных морских портах Северного Китая Цаофэйдянь, Циньхуандао и Джингтанг на конец марта 2019 г. составили 16,2 млн тонн, что на 2 млн тонн больше, чем в марте 2018 г.
В Китае сохраняются задержки с таможенным оформлением австралийского угля в портах, что, как полагают участники рынка, является следствием ухудшения двусторонних политических отношений между Канберрой и Пекином в последние годы. Кроме того, Китай использует ограничения импорта угля как инструмент для регулирования внутренних цен (когда внутренние цены – высокие, ограничения смягчаются, чтобы помочь внутреннему энергетическому рынку; когда внутренние цены – низкие, ограничения импорта ужесточаются с целью поддержки китайских производителей).
Индия. Добыча угля в Индии в I квартале 2019 г. увеличилась на 1,7% г./г. - до 207 млн тонн. Импорт угля также вырос до 46,6 млн тонн (практически +4% г./г.). Рост добычи, снижение спроса (снижение выработки ТЭС) и увеличение импорта угля привели к быстрому росту запасов топлива. Совокупные запасы электростанций увеличились с 16,6 млн тонн на конец декабря 2018 г. до 30,9 млн тонн на март 2019 г.
Индия подвела итоги за 2018-2019 г. (апр.18 – мар.19): импорт угля вырос до 233,56 млн тонн (+8,8% г./г.)., в том числе энергетического – 164,21 млн тонн (+13% г./г., 144,99 млн тонн), коксующегося – 47,73 млн тонн (47,22 годом ранее).
В то же время госкорпорация Coal India ведет переговоры с электростанциями страны по планам сокращения импорта угля в целях импортозамещения внутренними поставками.
Импорт угля в Японию и Ю. Корею в I квартале 2019 г. снизился на 6,5% и 5,4% г./г., соответственно.
Европа. Запасы угля в регионе ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) по состоянию на конец марта 2019 г. составляли 6,8 млн тонн против 6,5 млн тонн в конце 2018 г. Рост запасов обусловлен теплой зимой в регионе. В марте 2018 г. запасы угля на региональных терминалах оценивались в 4,1 млн тонн. Таким образом, в настоящее время запасы находятся на самом высоком уровне с 2013 г.
Прогноз мировых цен на энергетический уголь
Краткосрочный прогноз. Средняя цена на энергетический уголь на условиях поставки FOB Австралия (Ньюкасл) составила в I квартале 2019 г. $95 за тонну. Согласно консенсус-прогнозу банков, в течение 2019 г. котировки энергетического угля будут стабильными, среднеквартальные значения не будут опускаться ниже отметки в $90 за тонну. Однако пока ситуация развивается скорее по пессимистичному сценарию.
Так, в начале апреля 2019 г. цены на энергетический уголь зафиксировали самое резкое снижение со времен мирового финансового кризиса 2008/2009 гг. (до 20%), самого низкого уровня с мая 2017 г.
Падение произошло через несколько дней после того, как Glencore и японская Tohoku Electric Power достигли соглашения о поставках австралийского энергетического угля с апреля 2019 г. по март 2020 г. Компании договорились о фиксированной цене в размере $94,75 за тонну премиального австралийского угля ($109,77 за тонну в октябре 2018 г.). Эта цена является ориентиром для других компаний в переговорах в текущем году.
По оценкам участников рынка, спад произошел также на фоне замедления промышленного производства в Азии, Европе и Северной Америке, что вызывает опасения по поводу возможной глобальной рецессии.
Кроме того, снижение угольных котировок последовало за 60%-м падением цен в Азии на сжиженный природный газ (СПГ), который является прямым конкурентом угля в качестве топлива для ТЭС.
Давление на угольные котировки оказывают также высокие запасы угля и в Азии, и в Европе.
После обвала угольных котировок в начале апреля 2019 г. на рынке прошла ожидаемая коррекция. В дальнейшем цены на энергетический уголь оставались стабильными. В результате, по итогам апреля 2019 г., средняя цена на энергетический уголь на условиях поставки FOB Австралия (Ньюкасл) составила чуть более $86 за тонну, а в мае цены держатся на уровне $85 за тонну.
Краткосрочный прогноз по ценам на энергетический уголь сохраняется «медвежьим». Факторы: дождливая погода в Китае, что обеспечит высокие показатели в гидроэнергетике в ближайшие месяцы, накопленные запасы угля в Индии и Европе, низкие цены на газ в Европе из-за теплой зимы и высоких запасов в хранилищах, Рамадан в мусульманских странах (снижение торговой активности со стороны покупателей на Б.Востоке). Поддержку котировкам могут оказать прохладная погода на Северо-Западе Европы (более низкие показатели ветровой и солнечной генерации), рост импорта в Китай для пополнения складских запасов в преддверии лета (кроме того, китайские электростанции будут придерживаться новой стратегии: пополнять запасы в течение года, чтобы избежать закупок в пик сезона, особенно в период пополнения запасов в IV квартале), Индия активизирует закупки импортного угля в преддверии сезона муссонов. Высокая вероятность сезонного ухудшения погоды (сезон дождей) в регионах добычи и планируемые ремонты ж/д путей также могут поддержать котировки. В течение месячного периода Рамадан, который начался 6 мая, добыча угля в Индонезии упадет на 10-20% по сравнению с предыдущим месяцем, что также может способствовать поддержанию стабильных цен на энергетический уголь.
Долгосрочный прогноз. Можно говорить о слабых ценовых прогнозах для энергетического угля в средне- и долгосрочной перспективе на фоне роста внутренних поставок топлива в Китае и Индии, увеличения доли атомной энергетики в Японии и Ю.Корее, отказа развитых экономик от угольной генерации с целью снижения выбросов. Неопределённость сырьевым рынкам несет продолжающаяся торговая война между США и Китаем, взаимное введение новых ввозных пошлин на товары, неопределенность в отношении китайских портовых ограничений на импорт угля, а также ужесточение экологической политики.
Коксующийся уголь
В I квартале 2019 г. цены на коксующийся уголь держались на достаточно высоких уровнях, хотя, как в квартальном, так и в годовом сопоставлении продемонстрировали снижение. Так, по итогам I квартала 2019 г. средняя цена твердого коксующегося угля с поставкой из Австралии (FOB DBCT) составила $181 за тонну, что на 5,4% ниже аналогичного показателя в I квартале 2018 г. Стоимость премиальных марок составила $206 за тонну, снизившись практически на 10% год-к-году.
В начале 2019 г. поддержку ценам на коксующийся уголь оказывал сильный спрос на импортное сырье со стороны китайских потребителей (после отмены импортных ограничений, установленных в ноябре 2018 г.), возвращение к закупкам индийских металлургов, потерявших надежду на удешевление сырья, а также временные перебои с поставками из Австралии.
Взлет котировок в конце января, вслед за ценами на прочее металлургическое сырье, в первую очередь, железную руду, стал результатом катастрофы в Бразилии, когда прорыв дамбы хвостохранилища рудника Corrego do Feijao привел к большим человеческим жертвам и остановке ряда предприятий корпорации Vale, что вызвало ажиотаж на мировых рынках сырья.
Однако, в то же время стало известно о проблемах и задержках с таможенным оформлением австралийского угля в китайских портах. Данный факт принес на рынок негативные настроения. На фоне ограничений на импорт австралийского угля китайские компании отказываются от его закупок по долгосрочным контрактам и переходят на внутренние источники либо приобретают сырье в Монголии, России и Северной Америке. Если Китай продолжит свою политику в отношении австралийского угля, у австралийских поставщиков возникнут серьезные проблемы со сбытом.
В марте низкие цены на кокс в Китае оказывали давление на цены коксующегося угля. После зимы у металлургов накопились большие запасы кокса, что в результате привело к снижению спроса и цен на сырье. Затем на рынке прошла резкая коррекция и восстановление цен. Волатильность на рынке кокса в Китае, возможно, будет способствовать поддержанию внутренних цен на высоком уровне, при этом рост производства стали в Китае в текущем году увеличит спрос на импорт.
Отметим, что по итогам I квартала 2019 г. мировое производство стали составило 443 млн тонн, что на 4,3% больше, чем годом ранее. Однако рост показателя был обеспечен Китаем. В I квартале 2019 г. Китай нарастил производство стали на 9,4% г./г. – до 229,9 млн тонн, несмотря на ограничения производства в зимний период с целью снижения загрязнения воздуха (более мягкие ограничения, чем годом ранее). Текущий рост производства стали в стране беспокоит даже самих китайских металлургов, которые опасаются избыточного предложения и как результат падения цен на внутреннем рынке.
Прогноз мировых цен на коксующийся уголь
Краткосрочный прогноз. В первой половине апреля 2019 г. цены на коксующийся уголь снижались, вслед за ценами на основное металлургическое сырье на фоне стагнирующего рынка стали. Далее цены укрепились на фоне ценового ралли на металлургический кокс на внутреннем рынке Китая.
В настоящее время корпорации Vale так и не удается вернуть в строй мощности, остановленные после аварии в начале текущего года. Это вновь толкает вверх цены на железную руду и прочее металлургическое сырье, в том числе и коксующийся уголь. Также помогают неблагоприятные погодные условия, ограничивающие экспорт из Австралии.
В то же время замедление мировой экономики и слабый спрос на стальную продукцию не поддерживают рост сырьевых котировок.
В целом, на II квартал 2019 г. банки прогнозируют сохранение текущих ценовых уровней или даже небольшой рост относительно I квартала. Рост цен на коксующийся уголь будет обеспечен спросом на пополнение запасов со стороны Китая и Индии для удовлетворения потребностей сталепроизводителей. Однако в III-IV кварталах текущего года следует ожидать снижения котировок на 4-5% к текущим уровням.
Долгосрочный прогноз. После сильных показателей 2018 г., мировая экономика замедляется, появляются признаки ослабления мировой торговли, замедляются производственные показатели в США, Европе и Китае. Рынки металлургического сырья будут сужаться под воздействием циклического спада и опасений по поводу политической неопределенности.
При формировании мировых цен на коксующийся уголь основными факторами будут соотношение спроса и предложения на коксующийся уголь на ключевых рынках в Азии и Европе, итоги торговой войны между США и Китаем, Китаем и Австралией, США и Турцией, расширение протекционистской практики со стороны Китая и Индии для импортозамещения угольных поставок. На мировые цены традиционно оказывают влияние цены на коксующийся уголь, кокс и сталь на внутреннем рынке Китая.
В долгосрочной перспективе рост предложения и снижение спроса на импортное сырье в Китае (переход на местный уголь) приведут к снижению мировых цен на коксующийся уголь. Согласно прогнозам банков, в 2020 г. цена снизится до $161 за тонну, в 2021 г. – до $152 за тонну. Однако в ближайшие 2 года сильный спрос удержит котировки от падения до минимумов 2015-2016 гг. Производство стали будет стабильным в 2019 г., а в 2020 г. начнет снижаться на ожиданиях замедления экономического роста в мире.
Показатели российского рынка угля
Добыча угля в России в I квартале 2019 г. увеличилась до 108,6 млн тонн (+2,2% в годовом сопоставлении). Доля углей для коксования в совокупной добыче составила приблизительно 21%, соответственно доля энергетических углей - 79%. Рост показателей обеспечен динамикой добычи коксующихся углей – 22,7 млн тонн (+11,6% г./г.). Добыча углей энергетических марок сохранилась на уровне I квартала 2018 г. – 85,9 млн тонн.
Совокупный экспорт угля в I квартале 2019 г. составил 53,9 млн тонн, превысив показатель I квартала 2018 г. более чем на 14%. Экспорт энергетического угля вырос до 47,1 млн тонн (+13,3% г./г.), экспорт концентрата коксующегося угля - до 6,8 млн тонн (+20,5% г./г.).
Основными импортерами российского энергетического угля стали Германия (6,5 млн тонн), Ю.Корея (5,1 млн тонн), Китай (4,9 млн тонн), Япония (4 млн тонн), Нидерланды (3,3 млн тонн) и Польша (3,3 млн тонн). Наибольший рост экспортных поставок отмечен в европейском направлении: в Германию (в 3 раза г./г.), Польшу (+12%), Латвию (в 2 р.); в азиатском направлении: в Ю.Корею (+10%), Японию (+17%), Малайзию (+53%), Вьетнам (в 3 р.), Таиланд (в 3 р.). Также увеличились поставки в Беларусь (в 3 р.), Украину (+18%)и Казахстан (в 2 р.). Отметим снижение интереса к российскому углю в Китае (-11%), Турции (-40%), Индии (-11%), Испании (-13%), Великобритании (-81%) и Франции (-28%).
Приблизительно половина экспорта концентрата коксующегося угля идет в страны Азии (Ю. Корея, Китай, Япония и др.), треть – на Украину.
Отметим, что с 1 июня 2019 г., согласно постановлению Правительства РФ, поставки российского угля и кокса на украинские предприятия будут осуществляться только при наличии специальных разрешений, выдаваемых Министерством экономического развития РФ.
Импорт угля в I квартале 2019 г. увеличился на 19,5% г./г.
Поставки энергетического угля, включая антрацит, на внутренний рынок в I квартале 2019 г. снизились на 5,5% г./г. в результате снижения закупок угля ТЭС. Минувшая зима была относительно теплой, что привело к накоплению больших запасов. Внутренние поставки коксующегося угля, напротив, увеличились на 4,3% г./г. Отметим, что производство кокса в России в I квартале 2019 г. составило 6,8 млн тонн (+2,1% г./г.). Производство чугуна также немного подросло.
Минэкономразвития обновило прогноз добычи угля: добыча угля в России в 2019 г. ожидается на уровне 455 млн тонн. Рост добычи по сравнению с 2018 г. может составить 3,6%. К 2022 г. объем добычи угля вырастет на 9,7% по сравнению с 2018 г. - до 483 млн тонн. К 2024 г. ожидаемые объемы добычи угля составят 510 млн тонн, что даст прирост на 12,1% к уровню 2018 г.
Динамика внутренних и экспортных цен на уголь
Цены на энергетический уголь в России продемонстрировали рост в I квартале 2019 г., что в первую очередь объяснялось индексацией цен в январе и ростом ставки НДС до 20%, спрос на энергетический уголь внутри страны удерживался на высоком уровне. Практически все электростанции России законтрактовали необходимые объемы энергетического угля на 2019 г.
Уже во II квартале текущего года цены на энергетический уголь в России находятся под давлением на фоне сезонного ослабления спроса и резкого снижения цен на мировом рынке в апреле 2019 г. Уголь дешевеет на фоне профицита предложения топлива на рынке и заметного сокращения спроса. У потребителей и поставщиков за прошедшую зиму накопились большие запасы неизрасходованного и нереализованного топлива.
Цены на российском рынке могут стабилизироваться, когда некоторые потребители, в частности коммунальные и энергетические предприятия, расположенные в отдаленных регионах страны, начнут закупки топлива на
следующий отопительный сезон. Однако если спрос на уголь не вырастет, компании будут корректировать планы по добыче угля.
На фоне резкого падения цен на уголь в Европе российские угледобывающие компании просят скидку 12,8% к ж/д тарифу при погрузке в направлении портов Северо-Запада РФ. РЖД готово идти навстречу, только если скидки дадут также операторы вагонов и стивидоры. Мнение о необходимости снижения тарифов РЖД появилось 9 апреля 2019 г. в ходе совещания Минэнерго с участием угольщиков. Минэнерго готовит обращение в РЖД о предоставлении скидок угольным компаниям для транспортировки сырья на экспорт через северные и южные порты в связи с загрузкой восточного направления и возможной потерей грузовой базы из-за низких цен на уголь.
Краткосрочный прогноз для энергетического угля. В конце мая эксперты и участники рынка ожидают дальнейшего отката внутренних котировок угля марок Д и Т, что связано с ослаблением спроса у основных потребителей. В то же время котировки среднелетучей продукции не изменятся, прежде всего учитывая устойчивый спрос на внешних рынках. В июне котировки длиннопламенного, тощего и бурого угля будут стабильны, т.к. начинается активная фаза завоза угля в отдаленные регионы; число сделок заметно повышается, добыча на многих предприятиях снижена из-за плановых ремонтов. В июле практически на все марки энергетического угля цены предложения повысятся, в среднем на 3‑5%.
Краткосрочный прогноз для коксующегося угля. Как ожидают эксперты, в мае цены на коксующийся уголь в России сохранятся в установленных диапазонах. Поставщикам, которые работают по ежемесячным соглашениям, придется пойти на уступки, учитывая отрицательную коррекцию, которая произошла на глобальном рынке в апреле. К июлю под влиянием мировых индексов внутренние цены в России снизятся. Отдельным компаниям удастся удержать уровень II квартала.
С октября 2018 г. на сайте АО «СПбМТСБ» на регулярной основе публикуются территориальные индексы цен по маркам угля. Территориальные индексы[1] цен угля являются сводными индикаторами цен производителей, отражающими общую динамику и средние уровни цен угля на местах добычи, расположенных в России.
[1] Территориальные индексы рассчитываются для основных видов угля:
- Бурый энергетический (марка Б);
- Каменный энергетический высоколетучий (марки Д, ДГ и Г);
- Каменный энергетический низколетучий (марки СС и Т);
- Уголь коксующийся (марки ГЖО, ГЖ, Ж, КЖ, К, КО, КСН, ОС и ТС);
- Уголь окисленный (окисленные угли коксующихся марок);
- Антрацит (марка А),
В девяти крупнейших угледобывающих регионах России: Печора (республика Коми); Юг (Ростовская область); Кузбасс (Кемеровская и Новосибирская область); Минусинск (республика Хакасия); Красноярск (Красноярский край); Иркутск (Иркутская область); Якутия (республика Саха); Забайкалье (Забайкальский край и республика Бурятия); Дальний восток (Амурская обл., Хабаровский край и Приморский край).
Внебиржевые индексы рассчитываются ежемесячно на основе информации о внебиржевых договорах, предоставленной в АО «СПбМТСБ» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.07.2013 №623.
Порядок расчета. Территориальные внебиржевые индексы цен угля рассчитываются как средневзвешенная цена внебиржевых договоров, отгрузка по которым осуществляется непосредственно с места производства. При расчете учитываются только договоры по поставке угля на внутренний рынок железнодорожным транспортом, цена которых определена в месяц расчета индекса. При расчете территориальных индексов не применяются корректирующие коэффициенты и транспортные тарифы.
Нет комментариев
Добавить комментарий