Весь мир следит за тем, как эпидемия коронавируса в Китае отражается на глобальной экономике. Совсем недавно 15 января США и Китай заключили «торговое перемирие» - подписали соглашение, которое обе стороны назвали «историческим», а эксперты увидели в нем окончание двухлетней торговой войны между двумя ведущими экономиками планеты. Но смогут ли теперь Китай и Америка выполнить условия? Как отразится на торговых отношениях двух стран эпидемия?
О планах подписать соглашение руководители двух стран объявили еще в середине декабря, договоренности позволили избежать введения новых американских пошлин на импорт китайской продукции стоимостью 156 миллиардов долларов, которые должны были вступить в силу 15 декабря.
Кроме того, Вашингтон выразил намерение вдвое снизить введенные ранее 15-процентные пошлины на китайские товары общей стоимостью 120 млрд долларов, а Пекин в качестве встречного шага - в течение двух ближайших лет закупить американские товары и услуги на 200 миллиардов долларов, в том числе потратить до 50 миллиардов в год на закупки американской сельскохозяйственной техники.
Вот что говорит старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова:
- 15 января были подписаны документы по первой фазе торгового соглашения между Соединенными Штатами и Китаем. Соглашение касалось исключительно параметров текущих торговых условий, то есть объемов покупок Китаем американских товаров сельскохозяйственного направления. При этом в документах не было практически ни слова об импортных пошлинах, которые сопровождают торговые отношения между двумя государствами.
Это должно обсуждаться во второй фазе торговых переговоров, но теперь вторая фаза может быть отложена на неопределенный срок из-за вспышки коронавируса, хотя дата первого диалога второй фазы должна была стать известной до конца этой недели. Думаю, никаких новостей на этот счет не будет до тех пор, пока эпидемия не будет взята под полноценный контроль.
Это не отменяет тех соглашений, которые сопровождают отношения между США и Китаем, но импортные пошлины пока не будут обсуждаться — ни снижение, ни отмена. Это означает то, что итогового торгового соглашения в ближайшие полгода точно не будет.
Как это может повлиять на экономики стран? Соединенные Штаты могут использовать механизм импортных пошлин как рычаг давления на Китай. Не будем забывать о том, что в США стартовала предвыборная кампания, а в политике все методы хороши. Улучшение отношений с Китаем или их обострение будет зависеть от характера предвыборной гонки. Дональду Трампу не нужно торопиться в переговорах с Китаем, он может их вести сколь угодно долго, ужесточая пошлины или, наоборот, снижая их. Но коронавирус объективно затягивает процесс обсуждения импортных пошлин.
Смотрите фоторепортаж по теме: Кадры эпидемии коронавируса в Ухане поразили трагизмом31 фото
Для Китая это нехорошо. Эпидемия ударит по экономике, промышленное производство уже сократилось, к тому же февраль для китайской экономики — это традиционно месяц затишья из-за празднования Нового года по восточному календарю. Поэтому экономические показатели Китая в первом квартале наступившего года будут ниже показателей четвертого квартала прошлого года.
Это плохо и для валют развивающихся экономик, в том числе для рубля. Если экономика Китая тормозится, то это сигнал для инвестиционного мира о том, что уменьшилась потребность в энергоносителях, мы сейчас это видим по поведению нефтяного рынка. Для России падение цен на нефть — плохая новость.
Что касается США, то они уже сделали то, что хотели, - согласовали с Китаем параметры закупок товаров сельхознаправления. Штаты защитили свои интересы в сфере передачи прав на интеллектуальную собственность, это позволяет американским компаниям работать в более комфортных условиях, чем их китайским партнерам. У Штатов остались импортные пошлины в отношении товаров китайского производства и остались механизмы, позволяющие их поднимать.
Одним словом, вся первая фаза торгового соглашения была направлена на защиту исключительно американских интересов.
Генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков:
- Я уверен, что 15 января торговая война не прекратилась, она будет продолжена. Это вообще не торговая война, это война экономическая, главная составляющая которой — технологическая. Идет борьба, в частности, за лидерство в сфере искусственного интеллекта.
Современная экономика во многом «платформенная». Такими платформами, как Facebook, WhatsApp, Instagram или банковской системой Swift, со временем начинают пользоваться все, и их создатели получают преимущества. Современная структура способствует монополизму. Поэтому между Китаем и США развернется смертельная борьба в технологическом мире.
А торговая война — периферийная, это лишь средство в технологической войне, которая будет продолжаться достаточно долго.
Пока точные экономические последствия эпидемии коронавируса трудно предсказать, мне представляется, что их будет несколько, и одно мы видим уже сегодня: обрушились китайские рынки, курсы акций китайских предприятий. Я думаю, что эпидемия достигнет пика в феврале-марте, потом начнет снижаться.
И в результате получится, что Китай только выиграет. Сейчас, когда обрушиваются курсы акций предприятий, многие китайские банки в связке с правительством будут эти акции скупать по сниженной цене, это позволит им меньше зависеть от американцев и европейцев. В результате эпидемии китайская экономика станет «более китайской» по форме собственности.
Во-вторых, по тому, как Китай себя проявляет — а 95 процентов смертей от коронавируса зафиксировано не просто в этой стране, а в Ухане — видно, что это настоящая великая держава. Она принимает на себя удар, защищает собой все человечество. Из эпидемии Китай выйдет как страна, доказавшая свое право на роль сверхдержавы, благодаря этому значительно вырастет его «мягкая сила».
Технологическая, «платформенная» война между США и Китаем продолжится. Но после эпидемии Китай окажется сильнее, чем другие.
Нет комментариев
Добавить комментарий