ОАО РЖД в этом году сможет увеличить отправку угля на экспорт по ключевым направлениям лишь на 1–2% и просит участников рынка задуматься об альтернативных маршрутах — через порты Грузии, Турции или Калининград. По мнению аналитиков и производителей, хотя цены на уголь «продолжают стимулировать экспорт», для переориентации потоков понадобятся тарифные стимулы и наиболее вероятен рост сухопутных отгрузок в Китай через погранпереходы.
ОАО РЖД закладывает в планы на 2019 год по погрузке угля, ключевого для себя груза, рост на 3,5%, сообщил заместитель главы компании Алексей Шило. Относительно небольшой прирост (в 2018 году погрузка угля выросла на 4,6%, в 2017 году — на 9,1%) объясняется тем, что угольщики используют уже загруженные экспортные направления. По словам господина Шило, в декабре 2018 года ОАО РЖД на совещании рассказало компаниям о возможностях инфраструктуры на 2019 год. «Мы сказали, что сможем перевезти достаточно ограниченный объем угля в направлении портов РФ,— рассказывает господин Шило,— чтобы они могли заранее спланировать работу и рассмотреть альтернативные направления — внутрироссийские, в сторону погранпереходов — и избежать затоваривания складов». По его словам, в декабре на складах было 9,5 млн тонн угля, это чуть меньше трехсуточной погрузки по всей сети.
В восточном направлении мы перевезем объемы угля с ростом в 1,2%,— уведомил Алексей Шило.— В северо-западном — 1,9%, в южном — 1,5%».
Угольщикам могут быть предложены другие экспортные варианты — порты Грузии, Турции, через Калининград в Польшу и т. д. По словам топ-менеджера, в этом году будет реализовываться обширная программа модернизации инфраструктуры, не меньше чем в 2018 году, «и рассчитывать, что ОАО РЖД много сможет перевезти, пока не стоит». Основные вводы по инвестпрограмме, пояснил он, начнутся с 2020 года, а в направлении на восток к концу года добавится только три пары поездов. При этом, подчеркивает господин Шило, компания будет пытаться перевезти как можно больше в зимние месяцы, в январе перевозки угля уже выросли на 6,7%, в том числе на экспорт — на 10,8%. Дальше, предупреждает он, будет снижение.
374,9 миллиона тонн составила погрузка каменного угля на сети ОАО РЖД по итогам 2018 года
В Evraz сообщили, что, как и все угольщики, периодически ощущают определенный дефицит как по портовым мощностям, так и в некоторые периоды по вагонам. В компании согласны с оценкой ОАО РЖД, что необходимо вовлекать западные порты. По словам заместителя главы СУЭК Дениса Илатовского, для обеспечения плановых объемов компания и ОАО РЖД проводят «согласованную программу по улучшению технологии отгрузки за счет ускорения оборота вагонов и управления парком».
Цены на уголь продолжают стимулировать экспорт, говорит источник “Ъ” в отрасли, хотя в конце года они и падали на 20%.
Сейчас спрос на перевозки обгоняет указанный Алексеем Шило предельный прирост, отмечает он, ожидая, что в 2019 году не будет удовлетворяться около 10% заявок на перевозку от угольщиков. В 2020–2021 годах будет проще, закончится первый этап модернизации БАМа и Транссиба, отстроятся терминалы в Усть-Луге и, возможно, в Тамани, введут порт Вера. Что касается новых экспортных направлений, то, хотя в Грузии появляются угольные терминалы, Черное море — ограниченный рынок. Калининград дороже с точки зрения железной дороги и не может конкурировать с Усть-Лугой по глубине. Похвально, говорит собеседник “Ъ”, что ОАО РЖД предупреждает об ограничениях, идея о перенаправлении перевозок правильная, но в мгновение ока осуществить это невозможно.
Железные дороги нашли новые товары
Альтернативные направления, предлагаемые ОАО РЖД, специфические и требуют усилий для перевода даже небольших грузопотоков, что для большинства угольщиков экономически нецелесообразно, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Без специальных тарифных преференций со стороны ОАО РЖД рост перевозок угля на них маловероятен, полагает он, но монополия освоила «тарифный коридор» (скидки к тарифу), и можно пробовать формировать грузопотоки во втором полугодии. Максим Худалов из АКРА говорит, что в качестве альтернативы можно вернуться к Эстонии и Латвии, но это «дорого и политически неправильно». Другой вариант — северокорейский порт Раджин, освобожденный от санкций на транзит, можно грузить крымские порты, но проблемы с экологией и турпотоком будут сдерживать отгрузки, полагает эксперт. «Наиболее вероятным сценарием станет рост отгрузок в Китай по сухопутным направлениям»,— считает господин Худалов.
Нет комментариев
Добавить комментарий