Риски изменения существующего несовершенного механизма доступа к публичной услуге перевозки выше, чем сохранение статус-кво. Фактически, предлагаемые проекты методик Минтранса и Минэнерго не реализуемы на практике без нарушения существующих положений федерального закона о естественных монополиях, антимонопольного законодательства и т. п.
Создать справедливый и совершенный механизм для согласования между заинтересованными сторонами не получится. Даже в рамках федеральных органов исполнительной власти будут противоречия, не говоря уже о бизнес-компаниях. Экономические резоны будут наслаиваться на социальные и наоборот.
Начало реализации проектов БАМ-1 и БАМ-2 буксовало в течение ряда лет. Государство не могло принять решение о целесообразности запуска проектов по ряду причин, среди которых отсутствие гарантий со стороны грузовладельцев в будущей погрузке и дефицит источников инвестиций. При реализации программы возникла новая трудность – отсутствие источника возврата инвестиций у владельца инфраструктуры. Цены на потребляемые материально-технические ресурсы для перевозок растут опережающими потребительскую инфляцию темпами, темпы роста доходной ставки в несколько раз ниже индексации тарифов, что съедает имеющиеся надбавки на OPEX.
Дефицит источников возврата инвестиций приводит к росту закредитованности, фактически инфраструктура развивается в долг. При этом развитие инфраструктуры на западном и южном направлениях продолжается с непонятным сроком возврата инвестиций. А ведь когда-то грузовладельцы тоже требовали ее развития без гарантий загрузки.
Поэтому уже в недалеком времени государству предстоит делать выбор, каким способом поддерживать грузовладельцев: прямыми методами или косвенными, субсидируя развитие железнодорожной инфраструктуры и обеспечивая дополнительный вывоз продукции на внешние рынки по ценам, в которых возврат инвестиций заменен субсидиями.
Нет комментариев
Добавить комментарий